Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников

Современное образование » Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников

Современные преобразования в обществе, новые ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию, которые не менялись с 70-х годов ХХ века. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Дошкольная педагогика также была преобразована новыми федеральными государственными требованиями. Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника и поэтому она не теряет своей актуальности и в наши дни (1, с.282).

Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. В игре происходит важные изменения в психике ребёнка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более важной деятельности – учению.

Однако существует точка зрения, что игра и учение исключают друг друга. Зачастую можно слышать: «Играть дети стали мало. Игры неинтересные. Игра избежала себя». С каждым годом появляется всё больше энтузиастов-родителей, которые чуть ли не с пелёнок учат детей иностранным языкам, читать, считать, даже писать, но только не играть. От родителей можно услышать: «Мой сын уже большой, пять лет ему, скоро в школу пойдёт, а он всё играет и играет! Ругаю его, но ничего не могу сделать». А ведь если ребёнок не умеет играть, если его уровень низкий, то прежде всего это скажется на готовности к школе, так как психологическая готовность формируется в игре (3, с. 185).

Из практики работы детских садов можно видеть, что сюжетно-ролевая игра утратила свою значимость, что выражается, прежде всего, в её отсутствии в режиме дня. Педагоги, ссылаясь на то, что дети не хотят играть в сюжетно-ролевые игры, не хватает времени на её проведение, тем самым констатируют личностную компетентностную несостоятельность в вопросах понимания значимости игры в развитии дошкольников. На современном этапе явно высвечивается и ещё одна проблема – это погружение дошкольника в виртуальный мир компьютерных игр, поглощение их ума и памяти мультяшными героями. Всё это чревато для неустойчивой детской психики. Если в домашних условиях справляться родителям с этой проблемой сложнее с каждым годом, то в условиях дошкольного учреждения сделать это реально и необходимо. Педагог дошкольного учреждения просто обязан каждый день замещать виртуальных героев ребёнка реальными социальными героями, социальными отношениями, т.к. каждому ребёнку предстоит жить в социуме.

Как утверждал Д.Б. Эльконин: «Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности» (5, с.336). Таким образом, в настоящее время проблема сюжетно-ролевой игры дошкольников вновь актуальна и необходима для изучения и осмысления.

Данную тему исследовали и рассматривали такие выдающиеся психологи, как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, а также педагог, специалист по дошкольному воспитанию А.П. Усова.

Объектом исследования работы - игровая деятельность старших дошкольников.

Предметом исследования является сюжетно - ролевая игра дошкольника.

Цель исследования – освятить понятие и историю возникновения сюжетно-ролевой игры, содержание и особенности организации сюжетно - ролевой игры старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Обобщить историю возникновения сюжетно-ролевой игры.

2. Обосновать, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего развития ребёнка.

3. Рассмотреть структуру, содержание и виды сюжетно-ролевой игры.

4. Раскрыть организацию игры в старшей и подготовительной группе.

Навигация