Изучение поэтики русской волшебной сказки

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки

В русской фольклорной прозе есть два многожанровых вида – проза сказочная и несказочная. Отличает их то, что они выполняют разные функции: сказочная проза – функцию эстетическую (сказки рассказываются для развлечения и поучения), несказочная проза – информативную.

Сказки делят на три основные группы – сказки о животных, волшебные и бытовые. Их объединяет один признак: наличие нарочитого вымысла, игры фантазии. Сказка – самый "свободный" вид фольклора, менее всего связанный с бытовым контекстом.

Корни сказок очень разнообразны. А. И. Никифоров отмечал, что источниками сказок "были и мифологические верования первобытных народов, и эпические формы творчества народов более высоких культур, и обычное отражение ситуаций, форм жизни отдельных племен народов, и продукты чистой фантазии изобретательных умов, отражение сновидений, и разряд известных сексуальных эмоций, и переделка готовых книжно-литературных произведений низших слоев народа, и просто элементы международных сюжетов" (Никифоров А.Н. Русская волшебная сказка. – М., 1987. С.33).

Обращаясь к русским народным сказкам, отметим, что они представляют собой национальные версии интернациональных сюжетов, и считать их русскими по происхождению нельзя. Поиски праформы, или архетипа – первоначального вида сказочного сюжета, в отечественной фольклористике предпринял В.Я. Пропп. Он установил архетип путем сравнительного анализа вариантов сказочных сюжетов. Эта методика работы позволила ученому сделать выводы об исторической, а именно мифологической основе сказочных сюжетов.

Изучение поэтики сказки в школе должно строиться на культурно-исторической основе. Такой подход следует считать актуальным, так как он соответствует эстетической природе сказки и научным изысканиям отечественных фольклористов. Несмотря на фольклористические исследования, выполненные еще в 40-е годы XX века, в методике школьного анализа сказки научный подход практически не используется. Этим определяется необходимость усиления теоретической части дипломной работы.

Теоретическая значимость выполненной дипломной работы заключается в том, что проанализированы теоретические источники по теме. В процессе их изучения и осмысления нами определены важнейшие методологические установки, а именно: русская волшебная сказка имеет культурные корни, уходящие в мифологию. Мифологическое сознание человека требовало специфических форм его выражения, отсюда сказочная обрядность, композиция, особая структура сказочного персонажа.

Методическая значимость выполненной работы заключается в том, что предложенная нами методика анализа элементов поэтики опирается на знание теоретических источников и позволяет изучать не только характеры персонажей, но учитывать структуру сказочного повествования. В методической литературе такой подход практически не используется. Между тем знание исторической основы образов и их поступков способствует развитию исследовательского интереса учащихся.

Практическая значимость работы заключается в том, что выстроены модели уроков и внеклассных мероприятий с учётом всех замечаний, освещённых в данной работе. Эти разработки планов-конспектов можно использовать учителям и воспитателям в современной школе для воспитания нравственных и эстетических чувств школьников пятых классов.

Объект исследования – теоретические сведения поэтики русской волшебной сказки.

Предмет исследования – разработка моделей уроков и внеклассных занятий для изучения волшебной сказки в школе.

Цель работы – описать поэтику волшебной сказки с позиций осмысления сказки как культурно-исторического явления.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретико-методологическую литературу по проблеме.

2. Раскрыть структурно-типологические особенности сказки на основе изученной литературы

3. Определить новизну предложенного методического подхода в изучении волшебной сказки.

4. Разработать модели уроков и внеклассных занятий для изучения сюжета волшебной сказки в школе.

Используемые методы: анализ теоретических и методических источников по теме работы; наблюдение за учебным процессом во время педагогической практики; моделирование методических подходов при работе над сказкой.

Навигация