Формирование научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики

Современное образование » Формирование научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики

Одной из важнейших задач школы является обеспечение усвоения школьниками системы знаний основ наук. Научные понятия являются ключевым компонентом систем научных знаний. Поэтому формирование понятий занимает центральное место в обучении.

Исследованием проблемы определения сущности понятия, механизмов их формирования в сознании человека занимались многие философы, психологи и методисты. Какую бы школьную дисциплину мы не рассматривали, овладение учащимися соответствующими знаниями было бы невозможно без усвоения системы понятий науки. Образуются они в результате анализа вновь открытых научных фактов. Через системы научных понятий формулируются законы. Каждый закон выражает связь с ними. Если не усвоены соответствующие понятия, не могут быть усвоены и законы

Как научиться рисовать цветными карандашами рисование цветными карандашами.

Усвоение понятий в общеобразовательной школе очень часто отличается формализмом. Это значит, что учащиеся правильно воспроизводят определение понятий, осознают их содержание, но не умеют пользоваться ими при ориентировке в предметной действительности, при решении задач на примере этих понятий.

Словесное знание определения понятия не меняет хода процесса его усвоения. И это убедительно доказывает невозможность передачи понятия в готовом виде. Лишь в результате своей собственной деятельности и жизненного опыта ребенок может полноценно усвоить его.

Особенностью обучения учащихся в настоящее время является то, что современные дети приходят на урок с довольно обширными и разнообразными представлениями, полученными вне школы. Жизненный опыт, т.е. представления и понятия, приобретаемые вне организованного процесса обучения, оказывает все возрастающее влияние на формирование научного мировоззрения ребенка. Поэтому старый вопрос: как быть с жизненным опытом учащихся - в настоящий момент приобретает особую остроту.

Практика учета и использования жизненного опыта в обучении выдвигает перед учителем ряд сложностей. Для их решения в данной работе делается попытка раскрыть сущность жизненного опыта ученика по уровню приближения его к научным знаниям, и рассмотреть доступные и эффективные методы для его выявления. А также решается проблема: как органически сливать жизненный опыт учащихся с научными знаниями, чтобы опыт служил опорой при их усвоении и, в свою очередь, систематизировался, осмысливался с позиции науки, а в необходимом случае перестраивался.

Цель: проанализировать возможности витагенного обучения в формировании научных понятий и разработать примеры его использования на уроках информатики при формировании различных понятий.

Объектом исследования является процесс витагенного обучения.

Предметом является формирование научных понятий.

Для достижения цели в работе решались следующие задачи:

проанализировать сущность научного понятия;

раскрыть виды научных понятий и психолого-педагогические основы их формирования;

выявить сущность и источники витагенного обучения;

рассмотреть методы и приемы выявления витагенного опыта при формировании понятий на уроках информатики;

разработать примеры использования приемов выявления и актуализации витагенного опыта при формировании различных понятий.

По теме данной выпускной квалификационной работы имеется публикация в сборнике статей: «Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике. Материалы молодежной всероссийской научно-практической конференции (г. Шадринск, 18-19 марта 2009 г.)»

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Навигация