Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем по сенсорному воспитанию

Страница 3

Мария Монтессори, являясь ученицей И. Песталоцци, Ф. Фребеля и О. Декроли, предложила идеи реализации свободного воспитания.

Исходя из этой цели, педагог поставила задачу организации среды, наиболее соответствующей потребностям ребенка. М. Монтессори писала: «Нужно предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в выборе самостоятельной работы»[26,10]. Задача воспитателя по методике Монтессори - помочь ребенку организовать свою деятельность, пройти собственным путем, реализовать свою природу.

Дидактический материал Монтессори является важнейшим составляющим элементом в реализации этой задачи. М. Монтессори, в отличие от Е.И. Тихеевой, использовала на своих занятиях искусственный дидактический материал.

Монтессори - материалы были просты в применении и привлекательные по внешнему виду, они соответствовали особенностям детей.

Помощь саморазвитию ребенка М. Монтессори предлагала осуществлять дифференцированием системы материалов, относящихся к учебным разделам: сенсорики, развитие речи, обучению письму и другим разделам. В рамках каждого раздела Монтессори - материалы упорядочены, постепенно усложняются. По мнению М. Монтессори, игры и упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов и т.д. Мария Монтессори придавала огромное значение воспитанию чувств у детей. Она отмечала, что особое значение оно имеет для детей от 0-5,5 лет, когда у них формируется весь организм.

В 1960 году коллективом научных работников под руководством А.П.Усовой была начата систематическая разработка вопросов сенсорного воспитания. Разработка вопросов осуществлялась вместе с проведением психологических исследований, посвященных закономерностям формирования перцептивных действий. Педагогические исследования А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова помогли дальнейшему развитию концепции сенсорного воспитания [37]. Отличительным подходом к сенсорному воспитанию в этих исследованиях является включение работы по формированию восприятия в продуктивную деятельность детей. В экспериментальное обучение продуктивным видам деятельности было включено ознакомление детей с эталонными значениями свойств и их систематизацией.

Научным коллективом А.П.Усовой в задачи сенсорного воспитания также было включено формирование сложных видов, оперирования образами. В результате этих педагогических исследований произошло расширение сферы сенсорного воспитания в нескольких направлениях: в направлении его внедрения в обучение новым видам продуктивной деятельности и решение новых классов познавательных задач - оперирование образами.

В 80-х годах XX века Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина разработали свою теорию и методику сенсорного воспитания. По мнению Л.А. Венгера и Э.Г. Пилюгиной, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо для успешного обучения детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Л. Венгер отмечает, что истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в ранние периоды детства. Педагог также придает большое значение в сенсорном воспитании формированию у ребенка представлений о сенсорных эталонах. Главное в этом формировании - это умение пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов.

В книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина выделяют основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. Авторы книги отмечают особую значимость связи сенсорного воспитания с обучением детей продуктивным видам деятельности. На основе выделенных задач сенсорного воспитания Л. Венгером и Э. Пилюгиной была разработана система дидактических игр и упражнений, направленных на сенсорное воспитание и обучение детей [6].

На основе изучения научной литературы по сенсорному воспитанию зарубежных и отечественных педагогов, и сделав сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем по сенсорике, можно сделать вывод о том, что становление системы сенсорного воспитания и образования, как науки, возникло уже в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе.

Впоследствии работу над развитием системы дошкольного сенсорного воспитания продолжили такие известные отечественные педагоги, как А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина.

В научных работах этих педагогов обращается особое внимание на формирование сенсорных способностей ребенка.

Страницы: 1 2 3 

Навигация