Субъект и личность

Страница 1

Проблема субъектности в последние десятилетия выступает в качестве объекта специального изучения в психологии личности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский). Идея субъектности человека, означающей" свойство самодетерминации его бытия в мире" (В.А. Петровский), рассматривается в качестве опорной для данной области психологии. ээ управление персоналом

"Быть личностью означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания", - отмечает В.А. Петровский, рассматривая через эту категорию внутреннюю связь между личностным и субъектным. Приведем доводы В.А. Петровского:

"Во-первых, быть личностью - значит быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром". Это включает физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением.

"Во-вторых, быть личностью - значит быть субъектом предметной деятельности", в которой человек выступает как деятель.

"В-третьих, быть личностью - это быть субъектом общения", где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон. В.А. Петровский подчеркивает важную для понимания связи этих категорий мысль, что". быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей".

В-четвертых, согласно В.А. Петровскому, быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного "Я" и другие собственно-личностные конституенты. Рассматривая субъектность как конституирующую характеристику личности, В.А. Петровский вводит важные для педагогической психологии понятия: понятие "виртуальной субъектности" как момента становления, перехода в это состояние, что соотносится с возникновением личностного в человеке; понятие "отраженной субъектности" - "подлинный субъект не может не быть субъектом для самого себя и вместе с тем субъектом своего бытия для другого" [31, с.42].

Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик.

Назовем еще раз основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции этой категории на образовательный процесс. Эти характеристики (в достаточно произвольной, практически ориентированной форме представления) следующие:

1) субъект предполагает объект;

2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического);

3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот;

4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам;

5) субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо;

6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми - это активность, пристрастность;

7) субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия;

8) субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного);

9) субъектность есть категория интерпсихическая.

К этим субъектным характеристикам человека необходимо добавить его характеристику и как личности в качестве субъекта. Она включает, по Е.А. Климову, направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность [15, с.89]. Все эти характеристики в полной или свернутой форме присущи и субъектам образовательного процесса - учителю и ученику, к каждому из которых предъявляются определенные требования.

Страницы: 1 2

Навигация