Методические умения учителя иностранного языка

Страница 1

В условиях возрастающего интереса к изучению иностранного языка детьми младшего школьного возраста остро стоит проблема подготовки специалистов в этой области.

Идеи обучения и развития детей средствами иностранного языка для науки не новы. Их можно встретить в педагогическом наследии Я.А. Коменского, Д. Дидро, Д. Локка, И.Г. Песталоцци.

Чтобы быть на уровне современных требований, учитель, преподающий иностранный язык в начальной школе, должен иметь не только теоретические знания, но и обладать системой профессиональных умений, которые обеспечат успешное осуществление основных педагогических функций обучающего младших школьников иностранному языку. Учитель должен постоянно совершенствовать свое педагогическое и профессиональное мастерство, самостоятельно осуществляя поиск научно-педагогической и лингвистической информации, овладевая и применяя ее в своей деятельности.

До настоящего времени наблюдается несоответствие между целями развития разговорной речи на уроке иностранного языка и уровнем профессиональной компетенции будущего учителя в развитии разговорной речи учащихся начальной школы. Наблюдения за деятельностью студентов и начинающих учителей обнаруживают неумение учителя определить трудности усвоения учащимися фонетических, лексических и грамматических единиц и построить объяснение с учетом этих трудностей, а также неумение, верно отреагировать на ошибки учащихся в процессе закрепления лексико-грамматического материала.

Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова утверждают, что положительный результат раннего обучения зависит от профессионализма учителя.

Педагог, обучающий школьников разговорной речи на иностранном языке, должен знать:

особенности психологического и анатомо-физиологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

индивидуально-психологические особенности ребенка;

современные психологические методы развития творческих способностей;

теоретические основы обеспечения единства умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания детей;

психолого-педагогическую концепцию развивающего обучения;

программы и пособия, цели и задачи раннего обучения иностранным языкам;

основные направления в теории и практике обучения иностранным языкам в раннем возрасте в отечественной и зарубежной методике.

Учитель должен четко понимать принципы коммуникативной методики.

Главным в коммуникативной методике является преодоление языкового барьера, избавление человека от боязни говорить на чужом языке, "разговорить" его. На занятиях учащимся дается возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, позволяет им научиться применять лексико-грамматические формы для выражения собственных мыслей.

Коммуникативный метод развивает все языковые навыки: от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же изучается в процессе общения на языке: учащийся сначала осваивает и запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбирать, что они собой представляют в смысле грамматики. Смысл в том, чтобы научить говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.

Занятия проходят в свободной раскрепощенной обстановке. Кстати, во время урока не принято разговаривать на родном языке.

Правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий.

Научить учащихся общаться на иностранном языке - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Для этого на уроках иностранного языка учитель создает ситуации, в которых ученики общаются в парах друг с другом, в группах. Это делает урок более разнообразным. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания.

Страницы: 1 2

Навигация