Определение эффективности формирующего этапа исследования

Страница 3

Приложения

Приложение 1

Анкета воспитателя «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Цель: Определить уровень агрессивности ребенка

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл:

1.Временами кажется, что в него вселился злой дух;

2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен;

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же;

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться;

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит;

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;

Он не прочь подразнить животных;

Переспорить его трудно;

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих;

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот;

Часто не по возрасту ворчлив;

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного;

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других;

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти

Виноватых;

Легко ссорится, вступает в драку;

Старается общаться с младшими и физически более слабыми;

У него нередки приступы мрачной раздражительности;

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится;

20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

16-20 баллов – высокий уровень агрессивности

12-15 баллов - уровень агрессивности выше среднего

8-11 баллов – средний уровень агрессивности

4-7 баллов - уровень агрессивности ниже среднего

0-3 баллов – низкий уровень агрессивности

Приложение 2

Опросник «Узнай себя» (автор И.П. Подласый)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях детей.

Детям предлагается тест, состоящий из 10 вопросов; за ответ «да» присваивается 1 балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.

Говорят, что ты:

Нарушаешь школьные правила;

Любишь смеяться над другими;

Можешь ударить товарища;

Любишь драться;

Ругаешься плохими словами;

Не имеешь друзей;

Можешь сломать дерево;

Обзываешь детей;

Бъешь свою кошку, собаку;

Говоришь одно, а делаешь другое.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

0-2 балла – низкий уровень агрессивности;

3-4 балла – уровень агрессивности ниже среднего;

5-6 баллов - средний уровень агрессивности;

7-8 баллов – уровень агрессивности выше среднего;

9-10 баллов – высокий уровень агрессивности.

Приложение 3

Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»

(схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Ф.И.О. ребенка

Дата заполнения _

Заполнил:

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Облизывает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Внешние проявления

Кусает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает кулаки в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0 1 2 3 4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0 1 2 3 4

Длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

0 1 2 3 4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.

0 1 2 3 4

Чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией

0 1 2 3 4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0 1 2 3 4

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0 1 2 3 4

Особенности отношения к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0 1 2 3 4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0 1 2 3 4

Особенности проявления гуманных чувств

Стремится делать назло

0 1 2 3 4

Безразличие к страданиям других

0 1 2 3 4

Стремление причинить другому страдание

0 1 2 3 4

У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

0 1 2 3 4

Реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

0 1 2 3 4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

0 1 2 3 4

Реакция на ограничение

При попытке удержать яростно сопротивляется

0 1 2 3 4

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0 1 2 3 4

Первым отнимает игровые предметы, игрушку у другого ребенка

0 1 2 3 4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0 1 2 3 4

Толкается когда обижают

0 1 2 3 4

Бьет других, если ребенка случайно толкнули

0 1 2 3 4

Чувствительность к присутствию других

Щиплется на глазах у всех

0 1 2 3 4

Толкает сверстника на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка

0 1 2 3 4

Физическая агрессия, направленная на предмет

Может сломать постройку на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку…

0 1 2 3 4

Ребенок может бросить предмет об стенку

0 1 2 3 4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека, чем это требуется по правилам игры

0 1 2 3 4

Отрывает руки, ноги кукле

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Походя ударяет встречных

0 1 2 3 4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0 1 2 3 4

Стремится ткнуть в глаза (пальцем, предметом)

0 1 2 3 4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия невыраженной направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0 1 2 3 4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п.

0 1 2 3 4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком

0 1 2 3 4

Царапает взрослого

0 1 2 3 4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0 1 2 3 4

Бьет больно ногой бабушку

0 1 2 3 4

Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит обидные слова взрослым

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова взрослым

0 1 2 3 4

Агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0 1 2 3 4

Пугает другого

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0 1 2 3 4

Берет на себя вину за других

0 1 2 3 4

Рвет на себе волосы

0 1 2 3 4

Щиплет себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Кусает себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на животных

Щиплет кошку

0 1 2 3 4

Выкручивает хвост кошке

0 1 2 3 4

Специально наступает на лапы собаке

0 1 2 3 4

Неупорядоченные проявления и дополнения

Плюется в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация