Использование проблемных методов в процессе обучения иностранному языку

Современное образование » Проблемные методы обучения » Использование проблемных методов в процессе обучения иностранному языку

Страница 2

Учителю следует помнить, что нельзя в простейшем вопросе видеть проблему. Например, если школьника попросить рассказать, как он провел выходной день или какие планы у него на сегодняшний вечер, то подобную постановку вопроса никак нельзя отнести к проблемной, так как она не отвечает условиям проблемной задачи.

Использование проблемного метода на занятиях по иностранному языку позволяет развивать наряду с творческой активностью и творческие умения обучаемых, такие как:

1) вести дискуссию по заданной теме;

2) слышать и слушать собеседника;

3) отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

4) находить компромисс с собеседником;

5) лаконично излагать свою мысль;

6) находить варианты решения проблемы.

В свою очередь, решение проблемы состоит из 3-х этапов: постановки проблемы, решения, проверки правильности решения.

Использование проблемного метода способствует не только развитию самостоятельности у обучаемых, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, но также открывает возможности творческого сотрудничества педагога и обучаемого.

Пик популярности проблемного подхода в обучении иностранному языку приходится на начало перестроечных процессов в материальной и общественной сфере в 1987-1990 годах. Кризис 1991-1993 годов как бы приостановил исследования в этой области, которые были возобновлены в 1994 году. Возвращение идей проблемного обучения в 1997-1999 годах в контексте концепции гуманизации образования свидетельствует о новом витке качественно иных перестроечных процессов в духовной сфере личности, формируемой в раннем детстве.

Проблемный подход применяется на разных уровнях образовательной системы: в общеобразовательной и специальной школе (О.М. Моисеева, С.В. Юткина), в педагогическом вузе на языковом факультете (И.В. Будих, П.Б. Гурвич). Работы вышеперечисленных авторов были посвящены изучению различных иностранных языков: английскому, немецкому, французскому и русскому как иностранному. Небольшое число работ посвящено использованию проблемного подхода для обучения языковым аспектам: фонетика, лексика, грамматика (Д.В. Драганова, Г.И. Гонтарь). Большинство работ нацелены на обучение видам речевой деятельности: взаимосвязное обучение говорению, чтению, письму, аудированию (И.А. Зимняя, И.В. Будих, А.Е. Мельник).

Учебную ценность проблемных ситуаций авторы видят по разному и используют их с целью активизации речемыслительной деятельности и развития интеллекта учащихся (И.А. Зимняя, С.В. Юткина), повышения мотивации учения и иноязычного общения (Л.Л. Машарина, И.П. Герасимов), улучшения качества обучения, адекватного владения иностранным языком (И.А. Зимняя, Г.А. Овсянникова), управления процессом обучения и самообучения (А.Л. Ружинский, И.Л. Андреева). Существенно, что многие авторы рассматривают учебную ценность проблемных ситуаций не в системе, а изолированно, выделяя стимулирующую, обучающую или организующую функции.

При рассмотрении каждой проблемы в определенное время возникает необходимость разделения направлений исследований для более внимательного их изучения. Но накопление научного опыта вынуждает соединить элементы в определённую систему, а отдельные направления - в единый научный подход. Так, необходимость формализации проблемного подхода к обучению иностранным языкам обусловлена, с одной стороны, духовной потребностью общества, с другой стороны, возможностью образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация