Общая психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста

Современное образование » Изучение представлений о времени у старших школьников » Общая психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста

Страница 5

Профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений

Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Итак, психологические особенности детей старшего школьного возраста составляют:

развитие внутренней (интрасоциальной) позиции и осознание себя в своих отношениях с окружающими;

смена внутренней позиции и обращенность в будущее становится основной направленностью личности;

изменение строения мотивационно-потребностной сферы;

формирование жизненных планов, жизненной перспективы подростков, что приводит к коренному изменению отношения учащихся к школе, отметкам, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей;

в основном прагматическая направленность личности;

формирование психологической готовности к личностному и профессиональному самоопределению;

повышенный уровень тревожности как у мальчиков, так и у девочек;

возникновение специфической ориентации на будущее.

Анализ основных исследований психологии самоопределения показал наличие нескольких направлений в обсуждении сущности природы данного явления. Согласно Рубинштейну базовой характеристикой самоопределения является ее внутренняя организация, самодетерминированность. Абульханова-Славская подчеркивает значимость социума в котором происходит процесс самоопределения и умение человека осознанно сделать свой выбор, опираясь на собственные взгляды, а не лишь на внешние условия. По Петровскому самоопределение – процесс «борьбы» с внешними условиями, которая происходит в коллективе. Умение удержать свою позицию является ключевым в процессе самоопределения согласно данному автору.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Навигация