Временные представления старших школьников и их связь с профессиональным самоопределением

Современное образование » Изучение представлений о времени у старших школьников » Временные представления старших школьников и их связь с профессиональным самоопределением

Страница 5

Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Чувство «остановки времени», согласно концепции американского ученого Э. Эриксона, - это как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно.

Связь представлений о времени с самоопределением заключается в специфике процесса самоопределения. Самоопределение подразумевает активную мыслительную и практическую деятельность в настоящем, опираясь на опыт прошлого и проектируя в итоге свое собственное будущее.

Тесно связаны временные представления с профессиональным самоопределением. Если человек четко осознает происходящие с ним в данный момент времени события, готов провести анализ своих наличных способностей и возможностей и на основе этого выстроить план своего профессионального будущего, то тогда профессиональное самоопределение состоится. Если же у человека нет понимания своего дальнейшего профессионального развития, нет представлений о будущем вообще, он живет прошлыми воспоминаниями, иллюзиями, сиюминутными потребностями, то возможностей для профессионального самоопределения попросту нет.

Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. В соответствии с тремя видами измерений времени выделяют представления о прошлом, настоящем и будущем.

Формирование представлений о времени является важной задачей в старшем школьном возрасте. Ведь именно этот период является ключевым в процессе личностного и профессионального самоопределения. Самоопределение – это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. Профессиональное самоопределение – процесс самостоятельного и осознанного выбора человеком собственной профессии.

Профессиональное самоопределение как и процесс самоопределения в целом тесно связано с временными представлениями. Эта связь прослеживается в необходимости сознательного отношения человека к своему прошлому жизненному и профессиональному опыту, умении составлять цели в настоящем и планировать их достижение в будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Навигация