Результаты исследования и их интерпретация

Страница 1

На первом этапе исследования определялся уровень сформированности временных представлений испытуемых. Сформированность временных представлений определялась с помощью методик Е.И. Головахи и А.А. Кроника, Б. Заззо, А.М. Прихожан, Ф. Зимбардо.

Приведем обобщенные результаты исследования по методике Е.И. Головахи и А.А. Кроника.

Рис. 3. Наиболее частые варианты значимых событий, указанные испытуемыми

Помимо указанных в диаграмме событий испытуемыми указывались следующие варианты (см. табл.1).

Таблица 1. Варианты ответов испытуемых по методике 1

Варианты ответов

9 класс

10 класс

11 класс

Потеря близких

30%

40%

40%

Празднование события в семье или среди друзей

50%

40%

30%

Личное достижение в учебе

10%

30%

40%

Личное достижение в др. сферах

60%

50%

50%

Согласно данным диаграммы и таблицы события в личной и учебной жизни рассматриваются примерно одинаково важными. Между тем, анализируя каузограммы испытуемых блоки со значимыми личными событиями встречаются чаще и распределяются равномерно по возрастам. Значимые события в учебной жизни распределяются реже.

Ниже представлены распределения ответов испытуемых относительно своего положения во времени.

Рис. 4. Локализация личного временного центра испытуемых

Диаграмма свидетельствует о большей нацеленности в прошлое ребят из 11 классов (40%), большей нацеленности в будущее ребят из 9 классов (40%).

Рис. 5. Анализ направленности событий

Из диаграммы следует, что большинство испытуемых из 11 классов (60%) не связывают каким-либо образом происходящие и происходившие с ними события со своим будущим. Тоже самое можно говорить и об учащихся 9-х классов. Из ответов учащихся следует, что происходившие с ними события имели свой эффект только в то время, когда происходили и абсолютно никак не проявятся в будущем. Среди вариантов ответов, когда связь с будущим прошедших события находилась, в большей степени превалировали события из учебной жизни (сдача экзаменов, выбор профиля обучения и пр.).

В целом, анализируя результаты диагностики по данной методике можно утверждать, что у испытуемых несформированы представления о том, как их прошлая и настоящая жизнь связана с будущим. Будущее представляется для них туманным и далеким. Тем не менее, определенные эмоциональные ожидания, в большей степени связанные с образом взрослости присутствуют. Но, чем старше испытуемые, тем меньше эти ожидания выражены.

Перейдем к рассмотрению результатов исследования по методике Б. Заззо.

Таблица 2. Наиболее предпочитаемый возраст (по результатам методики 2)

Наиболее предпочитаемый возраст

9 класс

10 класс

11 класс

Намного младше, чем сейчас

10%

15%

0

Немного младше, чем сейчас

15%

10%

10%

Как в настоящее время

50%

40%

35%

Немного старше

10%

15%

25%

Намного старше

30%

20%

15%

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация