Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты показали, что у обследованных детей наблюдается недоразвитие ручной моторики. Выявлена несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Словарный запас качественно неполноценный. Недостаточная сформированность семантических полей. Грамматический строй речи нарушен (наблюдаются аграмматизмы). Детям малодоступны операции словоизменения и формообразования слов.
Большинство умственно отсталых детей имеют низкий уровень успешности, у них практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
Уровень развития мышления, состояние речевого развития умственно отсталых детей, уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обуславливают направления и методы подготовки к обучению грамоте.
Подготовка к овладению грамотой умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:
I. Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти.
II. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
III. Развитие связной речи.
IV. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Развитие речи сопровождается применением заданий на развитие познавательной деятельности, активности.
В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Эффективным является применение, наряду с другими, игровых приемов.
На этапе контрольного эксперимента повторно выявлялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы. Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. У детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Приложение 1
Мышление и речь
|
Существительные в единственном числе |
Правильность ответа |
|
книга | |
|
лампа | |
|
ручка | |
|
стол | |
|
окно | |
|
город | |
|
стул | |
|
ухо | |
|
брат | |
|
флаг | |
|
ребенок |
Умозаключения
|
№ |
Образец |
Задание |
Оценка |
|
1. |
Огурец: овощ |
Гвоздика:сорняк, роса,садик,цветок,земля | |
|
2. |
Огород: морковь |
Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
|
3. |
Учитель: ученик |
Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства | |
|
4. |
Цветок: ваза |
Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост | |
|
5. |
Перчатка: рука |
Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка | |
|
6. |
Темный: светлый |
Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | |
|
7. |
Часы: время |
Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач | |
|
8. |
Машина: мотор |
Лодка: река, маяк, парус, волна, берег | |
|
9. |
Стол: скатерть |
Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди | |
|
10. |
Стул: деревянный |
Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |