Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Современное образование » Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Страница 1

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. сенсорная культура, обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Сенсорной (чувствующей) называется система, направленная на восприятие окружающего мира. Ранний этап развития ребёнка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учётом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций А.В.Запорожец, А.П.Усова. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребёнком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщёнными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально – в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В.Н.Аванесова, Л.А. Венгер А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков, Н.П.Сакулина и др.) Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития.

- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

- развивает наблюдательность.

- является основой для развития воображения.

- развивает внимание.

- позитивно влияет на эстетическое чувство.

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности.

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

-влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Для того чтобы ребёнок начал усваивать сенсорные эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Сам процесс эталонов и овладения способами обследования длительный, растянутый на несколько лет и включает постепенный переход ко всем более сложным формам восприятие.

Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребёнок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребёнка носит предметный характер, т.е. все свойства предмета не отделяются у ребёнка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета ещё не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленён, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Многочисленные исследования (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) показывают, что, прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Именно с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путём обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Начиная, с трёх лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Видными представителями дошкольной педагогики Я.Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др. были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П. Саккулиной, Л.А.Венгеров,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация