Лингвистические основы совершенствования речевой деятельности учащихся

Страница 7

Например, можно описать заснеженный лес, создав ,как описание предмета ,так и описание места. В первом случае главным будет показ признаков: что—какое? ( . елочка похожа ., а дуб словно . Кустики спрятались . . Снег на ветках . . Дотронешься, он . , .), а во втором варианте необходимо показать расположение предметов (Вышли на опушку и видим: прямо перед нами . . Слева от . А чуть поодаль .). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто бывает в различных пейзажных зарисовках.

Знания о строении различных типов речи, о наиболее распространенных их соединениях нужны не столько младшим школьникам сколько учителю, чтобы, опираясь на эти знания, он мог правильнее отбирать материал для работы, более целенаправленно учить детей как восприятию текстов, так и их созданию.

Рассуждение.

Короткие высказывания типа рассуждения маленькие школьники начинают создавать фактически в первые же дни своего пребывания в школе. «Почему этот звук гласный?»; «Почему вы думаете, что Буратино ошибся?»; «А я считаю, что последний звук в этом слове [н], а не [н'], как говорит Таня. Кто прав?» и т. д. Ответы на подобные вопросы предполагают построение рассуждений — высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами, дается объяснение явлений и т. п.

Рассуждение, как и любой другой тип речи, имеет свое строение. Знание соответствующих закономерностей, правил облегчает процесс как создания высказываний, так и их восприятия, делает этот процесс подконтрольным, а потому более осознанным. Познакомить младших школьников со структурой элементарных рассуждений целесообразно уже в 1 классе.

Подробную методическую характеристику данного типа речи и работы над ним в начальной школе можно найти в книге «Речь. Речь. Речь». Здесь же мы ограничимся описанием фрагмента из опыта работы учительницы г. Зеленограда И. Ю. Локтионовой. (Уроки разработаны учительницей с опорой на названную книгу.)

В первый месяц обучения, после того как маленькие школьники почувствовали, что иногда им бывает непросто ответить на вопрос учителя, на помощь им приходит Объясняйка и приносит с собой схему:

Эта схема помогает запомнить правило ответа на любой вопрос: 1-я часть — то, что надо объяснять, 2-я — само объяснение. Чтобы части не распадались, их надо скрепить «мостиком» «потому что» или «так как». Объясняйка предлагает детям проверить, будет ли действовать ее правило при ответе на вопросы учителя. Первоклассники с удовлетворением убеждаются, что правило Объясняйки помогает ясно и четко отвечать на вопросы учителя.

Модель построения рассуждения, принесенная Объясняйкой, остается в классе и служит детям надежной опорой при овладении этим типом речи. Элементы схемы съемные, что позволяет проводить различные наблюдения.

«Можно ли начинать объяснение с потому что?» — «Нет, так как потому что — это «мостик», он должен на что-то опираться не с одной стороны, а с двух».— «Можно ли первую и третью части рассуждения поменять местами?» — «Можно, но тогда должен измениться и «мостик»: не потому что или так как, а поэтому и т. д.”

Так в наглядной игровой форме знакомятся первоклассники со строением элементарного рассуждения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация