Методика обучения созданию высказываний

Страница 4

В связи с тем что настоящее пособие адресовано студентам дошкольных факультетов, т.е. будущим работникам дошкольных учреждений, в нем наиболее полно представлен раздел «Недостатки звукопроизношения». Включены задания на характеристику нормальной артикуляции звуков, фонематического слуха, а также основных видов недостатков звукопроизношения, приемов постановки (вызывания) и закрепления правильных звуков. Предлагается много тренировочных упражнений, способствующих формированию практических навыков работы с детьми.

Особое место в пособии занимает материал, предназначенный для углубления теоретических и практических знаний по ринолалии, дизартрии, нарушениям голоса, темпа и ритма речи, заиканию (разделы IV, V, VI, VII). Большое внимание уделено не только характеристике этих нарушений речи, но и приемам их выявления у детей, рассмотрению специфики коррекционно-воспитательной работы.

В самостоятельный раздел выделен материал, посвященный недостаткам слово- и фразообразования (раздел VIII). Основной акцент делается на особенностях формирования лексико-грамматических сторон речи, воспитания навыков связной речи, речевой активности.

В пособие включен также раздел «Недостатки письменной речи» (раздел IX). Вопросы и задания направлены на закрепление знаний об особенностях коррекционно-речевой работы по профилактике этих нарушений.

Отдельное место в «Практикуме» занимает раздел «Выявление недостатков развития речи у детей». В нем отражены общие принципы и приемы выявления у детей отклонений в речевом развитии, взаимосвязь между речевыми нарушениями и общим развитием ребенка, вопросы обследования разных сторон речи детей.

В заключительном разделе книги — «Организация логопедической работы с детьми» предлагаются темы на закрепление знаний о содержании и формах логопедической работы в условиях общего и специального обучения и воспитания. Задания этого раздела дополняют материал о системе специальной помощи аномальным детям (раздел «Введение в дефектологию»).

На основе пособия могут проводиться следующие виды работы: аналитическое изучение рекомендованной и самостоятельно подобранной литературы, осуществляемое в разных формах (чтение; комментирование, комментирование с оценочными суждениями; реферирование; выписки; тезисы, сопоставление литературных сведений); анализ собственных артикуляционных возможностей и артикуляции детей; анализ наблюдаемых случаев нарушения речи; работа с родителями; имитация педагогических ситуаций; упражнения с детьми, прослушивание детской речи; наблюдения на занятиях; тренировка в воспроизведении нарушений звукопроизношения, в их выявлении и устранении у детей.

Задания рассчитаны на индивидуальное или групповое выполнение. Их характер неодинаков: одни требуют аналитической работы с литературой (литература или указывается, или должна быть подобрана самостоятельно), другие — практических действий организационно-методического характера, направленных на формирование у детей правильной речи.

Ряд заданий имеет варианты, предусматривающие различные пути их выполнения. К заданиям по наиболее значимым темам дается краткое обоснование теоретического подхода к данной проблеме.

Работая с «Практикумом», студенты должны научиться анализировать педагогический процесс дошкольного учреждения с точки зрения коррекционной работы над речью детей, дифференцированно рассматривать отдельные стороны и формы логопедического воздействия, разбираться в характере нарушений речи (системный характер нарушений и дефекты составных компонентов речи) и их причинах; овладеть необходимыми навыками коррекционно-педагогической работы.

Ряд заданий связан с наблюдениями за детьми, их деятельностью, игрой, состоянием речи и т.д. При этом наблюдения проводятся и за одним ребенком, и за несколькими детьми, и за всей группой. Кроме того, могут сопоставляться данные наблюдений за речью детей разных возрастных групп.

Для выполнения самостоятельных работ в «Практикуме» предусмотрены различные методы: наблюдение за детьми в процессе речевой деятельности, наблюдение за ходом педагогического процесса, за действиями воспитателей на занятиях и при подготовке к ним, при индивидуальной работе, свободном общении с детьми и т.д. -эксперименты психолого-педагогического характера в связи с речевой деятельностью детей (индивидуальной и групповой); беседы с родителями, воспитателями, детьми; анализ медико-педагогической документации; изучение специальной психолого-педагогической (в том числе и логопедической) литературы; тренировочные упражнения в речевой и педагогической деятельности и др. Совокупность названных методов обеспечивает формирование и закрепление у студентов соответствующих профессиональных умений и навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация