Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Современное образование » Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы » Особенности действующих учебников по русскому языку лингвистическая база учебников

Страница 4

Реализация в учебниках индивидуализации обучения. Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. В текстах упражнений дается информация о происхождении слов, о развитии языка.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа языковых явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений над фактами и явлениями языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса). При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале что приведет к нежелательным результатам при формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения об истории) и развитии языка, у школьников воспитывается интерес к предмету Упражнения заставляют их задуматься над смыслом правил и определений. На базе подобных материалов они могут подготовит] небольшие сообщения и выступить с ними на уроке.

При выполнении упражнений, направленных на формированы умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации и; выполнения и проверки. Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность. Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу программы сформированы непрочно, предлагается вы полнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками). Учащимся, не справляющимся с большим количество1\ разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только 1 одной группе фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материал учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений 1 правил, в процессе формирования умений и навыков.

Система повторения пройденного в учебниках. Регулярность повторения — необходимое условие организации учебного процесса Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи В них включены специальные разделы, содержащие материал1 для повторения изученного на разных этапах процесса обучения в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года'. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются: задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знания) и умений, полученных школьниками на предшествующих этапа; работы. При повторении в процессе изучения темы (попутно повторение), а также после ее изучения и в конце года даются: задания для закрепления и систематизации пройденного.

В начале учебного года в процессе повторения пройденный материал либо просто воспроизводится (если в дальнейшем согласно ступенчатому принципу его расположения изучение темы будет продолжено), либо воспроизводится с элементами систематизации (если повторяемый материал в последующем не изучается). См.: Баранов М. Т. Повторение фонетики, лексики и грамматики в конце года // Рус. яз. в школе.— 1981.— № 2.

Попутное повторение реализуется в учебниках путем предъявления учащимся серии заданий к упражнениям, рассчитанных на воспроизведение ранее изученного материала. Эти задания отмечены специальными значками (см. список условных обозначений в учебниках).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация