Психолого-педагогические предпосылки овладения грамотой

Страница 4

Кроме языковых и метаязыковых предпосылок обучения выделяют и когнитивные предпосылки. Наиболее значимой является способность совершать операции с рядами стимулов с учетом их последовательности, т.е. развитие сукцессивной функции. При чтении ребенок, чтобы синтезировать ряд прочитанных букв или слогов в целое, должен удерживать их в оперативной памяти в заданной последовательности, поэтому на начальном этапе обучения чтению объем оперативной памяти ограничивает возможность понимания прочтенных слов.

Существующие методики обучения чтению предъявляют различные требования к данной способности. Так, при обучении чтению глобальным методом ребенка учат читать целыми словами, в результате чего формируется графический образ слова в целом, который и соотносится с его звуковым образом. При таком методе требования к сукцессивным способностям и владению фонематическим анализом значительно ниже, чем при обучении по другой методике. При полуглобальном методе обучения чтению ребенок с самого начала распознает слог как один знак и соотносит его с фонетическим слогом. Практика использования глобального и полуглобального методов показала их эффективность примерно с пятилетнего возраста. Однако их применение требует достаточного интеллектуального и психического развития ребенка, а также обязательной индивидуализации обучения как в плане возраста его начала, так и скорости процесса обучения. Однако в современной российской начальной школе и в большинстве методик для дошкольного образования используется аналитико-синтетический метод обучения чтению, который и требует от ребенка сформированности всех перечисленных выше способностей.

Важным условием готовности к полноценному овладению чтением является достаточный словарный запас, что сказывается на понимании прочитанного текста. Поскольку лексикон литературного текста значительно шире пределов лексикона разговорной речи, большое расхождение между словарем ребенка и словарным составом читаемого текста снижает понимание прочитанного.

Таким образом, развитый фонематический слух, широкая ориентировка детей в языковой действительности, умения звукового анализа и синтеза, а также осознанное отношение к языку и речи являются основными предпосылками обучения чтению.

Страницы: 1 2 3 4 

Навигация