Проблемы обучения чтению детей с нарушениями речи

Страница 2

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Как показывают данные ряда авторов − А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинки (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.), − в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.

Таким образом, у дошкольников с нарушениями речи отмечаются трудности в овладении грамотой, что определяется недостаточным развитием фонетико-фонематического анализа и синтеза и лексико-грамматических связей. Коррекция речевого развития до начала обучения грамоте во многих случаях предупреждает развитие дислексии и дисграфии у детей в младшем школьном возрасте.

Проведенный анализ литературы по проблемам обучения чтению старших дошкольников показал, что успешность обучения грамоте зависит от общего и речевого развития ребенка.

В дошкольном детстве происходит становление речи ребенка и к старшему дошкольному возрасту в норме у ребенка должны быть сформированы все компоненты речевой деятельности − фонетико-фонематический, лексико-грамматический и коммуникативный. Речевое развитие проходит несколько этапов, на каждом из которых происходит формирование и дальнейшее развитие каждого из компонентов. Равномерность и полнота речевого развития обуславливают не только речевое, но и общее психическое развитие, поскольку речь является основным средством коммуникации и социализации ребенка в дошкольном возрасте.

Нарушения в формировании отдельных компонентов речи, обусловленные различными факторами, сказываются на становлении речевой деятельности в целом. Так, недостатки произношения звуков (не являющиеся нормой для определенного возраста) влияют на восприятие чужой речи и на становление фонетико-фонематического компонента, а бедность словаря приводит к недостаточности лексико-грамматического компонента речи.

Овладение грамотой требует сформированности всех компонентов речевой деятельности ребенка, однако особую роль играет фонетико-фонематический аспект, в частности, навыки фонематического восприятия − фонетико-фонематического анализа. Обучение чтению базируется на соотнесении графического знака со звуком речи, позднее − графического образа слога и слова со звуковой реализацией. Трудности выделения звукового элемента в потоке речи приводят к нарушениям этого соотношения и, следовательно, проблемам в обучении чтению. Кроме того, нарушения фонетико-фонематического компонента речи сказывается на восприятии и понимании чужой речи.

Страницы: 1 2 3

Навигация