Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 3

Уровень ниже среднего (2 балла) – большинство заданий выполнены неверно: неправильно названо количество слов, существенные трудности в назывании слов, значительные затруднения в составлении предложений (замена слов, употребление не всех слов), медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

2. Слоговой анализ и синтез.

а) Умение выделять слог на фоне целого слова.

Инструкция: «Если услышишь в слове слог . , хлопни в ладоши».

б) Умение определять количество слогов в слове.

Инструкция: «Сосчитай, сколько слогов в слове».

в) Умение составлять слова из слогов.

Инструкция: «Составь слова из слогов».

Оценка выполнения:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения достаточно высокий.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при определении слога или количества слогов в слове, единичные ошибки при составлении слова из слогов. Медленный темп при выполнении заданий.

Уровень ниже среднего (2 балла) – большинство слогов (количество слогов) указаны неверно, ошибки в составлении слов из слогов, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3. Фонематический анализ и синтез.

а) Выделение звука на фоне слова.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук . в слове».

б) Определение местоположения звука в слове

Инструкция 1: «Назови первый звук в слове».

Инструкция 2: «Скажи, где находится звук в слове (в начале, середине, конце).

Инструкция 3: «Назови последний звук в слове»

в) Определение последовательности звуков в слове.

Инструкция: «Назови последовательно звуки в словах».

г) Определение количества звуков в слове.

Инструкция: «Сосчитай, сколько звуков в слове».

д) Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

Инструкция: «Назови «соседей» звука [ ш ]».

е) Составление слов из звуков.

Инструкция: «Послушай звуки и составь из них слово».

Логопед последовательно произносит звуки слов: сок, море, веник, книга, алфавит.

Оценка выполнения:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения достаточно высокий.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки в сложных формах фонематического анализа. Медленный темп при выполнении заданий.

Уровень ниже среднего (2 балла) – большинство заданий выполнены неверно, ошибки как в сложных, так и в простых формах фонематического анализа, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

5. Исследование фонематического восприятия

Методика позволяет исследовать состояние фонематического восприятия (дифференциации фонем), т.е. различать звуки по бинарным позициям: глухости − звонкости, мягкости − твердости, свистящие − шипящие, среди сонорных.

Инструкция: «Покажи картинку с названным изображением».

Материалом исследования служат картинки слов-паронимов, которые предъявляются парами:

По твердости – мягкости;

По глухости – звонкости;

Свистящие – шипящие;

Сонорные;

Оценка выполнения:

За каждое правильно названное слово начисляется 1 балл. Всего за задание − 40 баллов.

6. Исследование произвольности действий (методика «Узоры»)

Методика позволяет исследовать произвольность действий ребенка, развитость внимания, а также состояние сукцессивной функции.

Материалы: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Ребенку предлагается продолжить узор, нарисованный экспериментатором в начале листа. Проводится с детьми индивидуально (с одним или в группе от 3 до 5 человек). Предлагается 5 узоров с нарастающей сложностью и количеством элементов от 2 до 5. Ребенок должен повторить узор не менее 3 раз.

Оценка результатов:

За каждый правильно воспроизведенный элемент начисляется 1 балл, за ошибку в расположении, нарушение расстояния или последовательности − отнимается 0,5 балла.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация