Результаты экспериментального исследования

Страница 1

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты двух групп для достижения цели исследования были переведены в стандартные баллы (%), обобщены и сопоставлены между собой (таблица 2 и рисунок 1).

Как видно из таблицы «Сводные результаты экспериментального исследования», испытуемые первой группы, в которую вошли старшие дошкольники, с диагнозом ОНР как первичным дефектом в среднем по всем пробам показали более высокий уровень развития исследуемых речи и неречевых характеристик: звукопроизношение − 94,76 %, развитие активного словаря − 96 %, владение грамматическим строем речи − 90 %, навыки языкового анализа и синтеза − 94,94 %, уровень развития фонематического восприятия − 95 %, а также развитие произвольности действий − 95,14 %.

Данные результаты соответствуют результатам обследования, которое проводилось при помощи логопеда -нейропсихолога в целях определения готовности детей к обучению в школе.

Таблица 2

Сводная таблица результатов экспериментального исследования

Звукопроиз-

ношение

Словарь

Граммати-

ческий строй

Языковой анализ и синтез

Фонема-тическое восприятие

Произволь-

ность

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

балл

%

1 группа

67,4

94,76

4,8

96

9

90

14,2

94,94

38

95

55,6

95,14

2 группа

64,8

90,72

4

80

7,9

79

11,5

76,93

34,7

86,75

51,2

87,04

2,6

4,04

0,8

16

1,1

11

2,7

8,01

3,3

8,25

4,4

8,1

Во второй группе, в которую были отобраны дети с ОНР в сочетаниями с неврологическими заболеваниями, получены результаты, отличающиеся от результатов первой группы. Так, звукопроизношение не отражает нарушений речи и составляет 90,72 % (высокий уровень), однако остальные параметры соответствуют уровню выше среднего: развитие активного словаря − 80 %, овладение грамматическим строем речи − 79 %, навыки языкового анализа и синтеза − 76,93 %, уровень развития фонематического восприятия − 86,75 %, произвольность действий − 87,04 %.

Так как целью исследования является выявление предпосылок для успешного обучения чтению, то считаем целесообразным сравнить средние результаты детей, не имеющих трудностей в овладении чтением, и детей, у которых такие затруднения наблюдаются в ходе занятий, проводимых воспитателями ДОУ. Наиболее наглядно данные результаты отражены на гистограмме (рисунок 1).

Рисунок 1

Результаты первой группы по всем параметрам превышают результаты второй группы, однако существенным является не абсолютное превышение результатов, а статистически значимое. Поскольку все полученные данные были переведены в стандартную шкалу 0−100, то статистически значимым различием можно считать 5 % (р < 0,05). С этой точки зрения значимые различия результатов наблюдаются по таким параметрам, как развитие активного словаря (различие составляет 16 %), усвоение грамматического строя речи (различие − 11 %), навыки языкового анализа и синтеза (различие − 8,01%), уровень развития фонематического восприятия (различие − 8,25 %), а также произвольность действий (различие − 8,1%). Значимых различий не наблюдается только по одному параметру − звукопроизношение (4,04%).

Страницы: 1 2

Навигация