Методы контроля и самоконтроля в обучении

Современное образование » Оценка знаний учащихся » Методы контроля и самоконтроля в обучении

Страница 3

Суть программированного опроса состоит в предъявлении всем обучающимся одинаковых (стандартных) требований, т. е. в ходе такого опроса применяются одинаковые по количеству и сложности контрольные задания или вопросы. Для оценивания знаний используются количественные характеристики. [4]

Эффективны тестовый опрос и оценка знаний. Они служат для быстрого выявления уровня усвоения знаний у большого количества обучаемых. Например, навыки — это: а) способность человека выполнять какое-нибудь действие на основе ранее приобретенного опыта; б) способы выполнения действий, доведенные до автоматизма; в) способы выполнения практических действий и т. п. Ответ: правильно б). В педагогической теории и практике выделяют тесты достижений (усвоения знаний) и тесты интеллекта.

Контроль в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности студентов.

Педагогический контроль – это лучший способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов и педагога. [1]

По цели различают следующие формы контроля:

· диагноз (что может студент),

· констатация (что знает и умеет студент),

· прогноз (чего можно добиться).

Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Н.Ф.Талызина различает три вида контроля:

предварительный – этот поэтапный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты его используют для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов.

· текущий – предназначен для управления усвоением знаний и умений.

· итоговый – для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.

Классификация контроля:

- по способам контроля:

Традиционный;

Нетрадиционный (программированный контроль, тест). Программированный контроль – его сущность состоит в том, что студенту предлагаются вопросы, на каждый из которых дается 3-4 ответа, но только один из них является правильным. Тест – это стандартизованное испытание, позволяющее количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тестовые задания могут быть такими, например, из 4-5 предложенных ответов выбрать правильный, или отклонить неправильный, дополнить определение, исправить ошибки в предложенном тексте.

- по характеру:

Субъективный;

Объективный;

- по форме:

Устный;

Письменный (письменные ответы на задания, написание рефератов, контрольных и самостоятельных);

Комбинированный (одновременно преподаватель прости для ответа нескольких студентов, один из которых отвечает устно, 2-3 готовятся на месте);

- по времени:

Предварительный;

Начальный;

Исходный;

Текущий;

Поэтапный;

Итоговый;

- по массовости (охвату студентов):

Индивидуальный (преподаватель формулирует вопросы по наиболее существенным проблемам изучаемого материала и задает их студент).

Фронтальный (студенты отвечают с места, дополняя друг друга).

Индивидуально-групповой (уплотненный, комбинированный)- его сущность в том, что педагог вызывает одного учащегося для устного ответа, а 4-5 человекам дает письменное задание на карточках.

- по контролирующему лицу:

Преподаватель.

Студенческий взаимоконтроль.

Самоконтроль.

- по дидактическому материалу:

Контроль без дидактического материала – его методы: сочинение, устный опрос, диспут-общение, самостоятельная работа)

С дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты).

На основе знакомого, проработанного и усвоенного материала.

На основе нового материала, сходного по форме с ранее усвоенным материалом.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация