Значение программированного обучения в современном образовании

Современное образование » Технология программированного обучения: за и против » Значение программированного обучения в современном образовании

Страница 1

Программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся.

Много надежд связывалось с программированным обучением в период его разработки как Б. Ф. Скиннером и его ближайшими сотрудниками, так и другими исследователями, причем не только американскими. Существовало даже мнение, что "новая технология учения" представляет собой в дидактике переворот типа коперниканского, - что она революционизирует не только традиционную организацию, но и методы дидактической работы на различных уровнях обучения и в преподавании разных учебных предметов.

Однако такой взгляд не получил эмпирического подтверждения со стороны исследований в области программированного обучения.

Программированное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным, безусловно, является индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учеников, развитие их внимания, наблюдательности; обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала; работа по жесткому алгоритму способствует логическому мышлению учащихся. Каждый учащийся работает в приемлемом для него темпе, может необходимое количество раз возвращаться к ключевому материалу; происходит эффективное обучение самоуправлению, самоконтролю и коррекции учебной деятельности.

Вместе с тем частая работа по заданному алгоритму приучает учеников к исполнительской деятельности, внешней ответственности, буквальности действий, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления, умения выдвигать гипотезы, искать новые решения.

Программированное обучение не является универсальным методом, который можно с успехом использовать вместо общепринятых методов и с помощью которого удается решить все дидактические задачи.

Следует отметить, что программированное обучение имеет право на существование в нашем образовании в качестве вспомогательного метода, причем наиболее эффективно его использование при решении следующих дидактических задач:

• ознакомление учащихся со знаниями пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным образом запоминания;

• закрепление пассивных знаний;

• контроль и оценка уровня овладения этими знаниями учащимися при значительной доле самоконтроля и самооценки;

• преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся.

Автоматизация обучения не ставит фигуру преподавателя на второй план. Оказалось, что на всех ступенях обучения программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным "дидактическим средством" оно становится только в руках преподавателя, причем это должен быть преподаватель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различных дидактических ситуациях[11, с. 13-16].

Один из ярких элементов "сегодняшнего" программированного обучения является тестовый контроль - ЕГЭ. В общем, тестовый контроль является достаточно эффективным методом массового контроля знаний. Несмотря на большие временные и интеллектуальные затраты, связанные с подготовкой тестов, этот метод позволяет в короткое время с высокой долей достоверности оценить знания обучаемого. Первые испытания ЕГЭ прошли в 2001 году. О его преимуществах и недостатках спорят до сих пор.

Единый государственный экзамен призван давать объективную оценку уровня знаний выпускников, делать более доступным качественное высшее образование для талантливых выпускников из глубинки. Переход на ЕГЭ так же должен решать проблему коррупции в вузах.

Но, к сожалению, практика применения ЕГЭ показывает совсем другие результаты. Значительный процент интеллектуально и творчески одаренных детей, которые нацелены на открытие нового, не могут в силу объективных причин сдать ЕГЭ на высокие баллы. Потому что, они мыслят нестандартно, в отличие от их сверстников.

Страницы: 1 2 3

Навигация