Полный перечень классификаций вопросов и заданий для контроля учебных достижений школьников в методике обучения биологии еще не представлен.
Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.[15, с. 137]
По выражению В. М. Корсунской, движущей силой всего учебно-воспитательного процесса является вопрос – обращение, требующее ответа.
Контрольный вопрос – вопросительное предложение, как правило, начинающееся с вопросительного слова (например: почему, когда, как и др.). В справочной литературе понятие «задание» имеет следующую дефиницию: «то, что назначено для выполнения, – поручение». Предложение, содержащее подобную информацию, по цели высказывания является повествовательным и в свой состав, как правило, включает глагол в форме повелительного наклонения.
Рассмотрим модификации контрольных вопросов и заданий по биологии.
Вопросы и задания по содержанию биологических понятий
А. Вопросы и задания с морфологическим содержанием.
Предназначены для проверки особенностей внешнего строения живых организмов (размеры организма, окраска, форма, покровы тела и т.д.).
Примеры. Назовите основные части цветка. По каким признакам внешнего строения птицы отличаются от пресмыкающихся? Благодаря чему домашняя муха держится на потолке и ползает по стеклам? Однороден ли перьевой покров на теле птиц, и каково его значение?
Б. Вопросы и задания для проверки анатомического содержания.
Примеры. Что такое побег? Опишите клетки зоны деления корня. Из каких отделов и костей состоит верхняя конечность человека? Перечислите органы выделительной системы человека. Назовите последовательность звеньев рефлекторной дуги.
В. Вопросы и задания для проверки физиологических понятий.
Примеры. Какую функцию выполняют устьица в жизни растений? Что такое фототропизм; приведите примеры из собственных наблюдений за растениями. Назовите формы вегетативного размножения растений: а) в природе; б) человеком. Как осуществляется газообмен в лёгких человека? Назовите отличительные признаки: а) развития организмов без превращения и с метаморфозами; б) ассимиляции и диссимиляции.
Г. Вопросы и задания для проверки экологических понятий.
Примеры. Перечислите черты приспособленности птиц к хищническому образу жизни. Что такое биогеоценоз? Приведите несколько примеров искусственных сообществ. Составьте 3–4 цепи питания для обитателей смешанного леса.
Д. Вопросы и задания для проверки знаний по систематике.
Примеры. Что такое бинарная номенклатура? В чем отличия таксонов в систематике растений и животных? Заполните табл. 1. Назовите классы типа кольчатых червей и их представителей. Каково положение современного человека в систематике органического мира?
Таблица 1. Систематические группы насекомых
|
Отряды насекомых |
Характерные признаки отряда |
Представители | ||
|
Ротовой аппарат |
Характер строения крыльев |
Тип развития | ||
Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся
А. Вопроси и задания на воспроизведение понятий и знание их определений
Примеры. Что значит термин «теплокровные животные»? Как называют две стороны обмена веществ? Приведите их определения. Продолжите заполнение табл. 2.
Таблица 2. Уровни организации живой природы
|
Уровни организации живой природы |
Краткая характеристика уровня |
Биологические науки |