Психологические особенности использования технических средств обучения

Страница 2

Внимание в младшем школьном возрасте непроизвольное, которое вызывает новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью технических средств обучения. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольному запоминанию материала [28].

Дубровина И.В. выделяет следующие психологические особенности внимания:

- сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте; - устойчивость сохраняется у детей до 15-20 мин., а потом требуется переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью. Распределение внимания – одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип, когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, т.к. на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики. Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения – умения наблюдать [6].

По словам Карпова П.В., технические средства обучения помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя [10].

Д.А. Сметанин говорил, что практически и традиционные, и современные технические средства обучения обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Технические средства обучения позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках.

Технические средства обучения обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом [27].

По мнению Прессман Л.П., получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий мир природы, жизни. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-воспитательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой и доступностью для восприятия.

В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище. Узнавая в нем реальные вещи. Кроме того, возникает трудность перевода образной информации в вербальную, понятийную.

Страницы: 1 2 3

Навигация