Факторы формирования профессиональных умений инженера

Страница 1

Базовые и профессиональные умения инженера, формирование которых начинается в вузе, являются лишь составной частью всего комплекса профессионально важных качеств (ПВК) специалиста.

Под профессионально важными качествами мы будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [191]. При всем своеобразии комплексов ПВК в различных видах профессиональной деятельности можно, однако назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего мотивация и способности (в том числе способность к саморазвитию). В ходе своей работы мы считаем необходимым рассмотреть влияние перечисленных выше качеств на формирование основного профессионального умения инженера - находить новое, единственно верное (из множества альтернативных вариантов), не противоречащее условиям производства решение задачи (проекта) на основе современных знаний.

Прежде, чем говорить о роли мотивации в учебном процессе и в формировании профессиональных умений, необходимо сначала определить, что такое мотивация и мотивы. В современной психологии даже само определение понятия “мотив” представляет самостоятельную проблему, которой занимались такие ученые как В.И. Ковалев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн [77; 103; 109; 136; 154]. Вопросам соотношения мотивации и успешности профессиональной деятельности посвящены работы С.В. Ковалева, А.В. Филлипова, Э.С. Чугуновой [146; 184; 189].

По мнению А.Н. Леонтьева, мотив - это то, что отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности [98]. В.Д. Шадриков считает, что в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности [193]. Следовательно, как подчеркивает В.К. Вилюнас, предмет деятельности, являясь мотивом, может быть, как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности [29].

Итак, понятие “мотив” (от латинского motiv - приводить в движение, толкать) означает внутреннее побуждение человека к данной деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности [150, с. 21].

Под мотивацией понимается совокупность мотивов поведения, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [150, с.21].

Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом деятельности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. Такие мотивы неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [190]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [29]. Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.) [19; 156]. Четвертую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть “мое призвание” и т.п. )[77; 186].

Существенное различие указанных групп мотивов состоит в их неодинаковом отношении к объективному содержанию профессиональной деятельности. Мотивы, отнесенные к первой группе, делают близкими и нужными человеку наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. Другие группы мотивов не связаны с основным содержанием деятельности. Они кристаллизуют потребность не столько в своей деятельности , сколько в различных, связанных с нею обстоятельствах. Несомненно, что указанные группы мотивов неравноценны по значению для развития личности в условиях данной деятельности. Как отмечает П.А. Шавир: “Мотив, органически связанный с содержанием или процессом деятельности, обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлеченность, которая приводит к развитию существующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания” [190, c. 29].

Страницы: 1 2 3 4

Навигация