Анализ недостатков традиционной системы обучения

Страница 1

Постоянное снижение активности самостоятельной работы студентов в последние годы и следующее за ним ухудшение качества подготовки инженерных кадров имеют множество причин. Это стереотипы пассивных форм обучения, десятилетиями насаждаемые в средней школе, и падение престижности инженерных специальностей, а следовательно, ослабление внешней мотивации, ранее побуждавшей студентов к активной творческой самостоятельной работе. Это и упущения вузовской системы преподавания: чрезмерно большой объем обязательных аудиторных занятий, не учитывающих индивидуальные качества студентов; недостатки технологии обучения, когда традиционно весь программный материал студент получает через преподавателя, выступающего в качестве простого информатора, а не берет самостоятельно и т.д.

Анализ организации учебного процесса в высшей школе позволяет выявить ряд стереотипов, мешающих качественной подготовке специалистов. Основным недостатком существующей технологии обучения является ее экстенсивный характер, чему в немалой степени способствует деление учебного года на 2 семестра, в течение которых студент сразу знакомится с большим набором изучаемых дисциплин. Это приводит к достаточно малой недельной дозировке объема изучаемой информации по отдельным предметам. Цельная картина по изучаемому предмету может возникнуть у студента только в период активной самостоятельной работы в сессию, но не всегда, к сожалению, возникает в силу дефицита времени. Мировая же практика давно пришла к выводу, что доля обязательных аудиторных занятий не должна превышать половины объема часов, отводимых на обучение. Рассредоточенность курсов мешает формированию в течение семестра представлению о каждом предмете в целом и внутренних его связях.

Посетив 80 лекционных, практических и лабораторных занятий студентов II-V курсов по общетехническим и специальным дисциплинам (ТОЭ, ТММ, электрические машины, электро-, гидро, пневмопривод, вычислительное моделирование и т.д.), мы пришли к выводу, что лишь при подготовке к лабораторным работам студенты регулярно занимаются самостоятельной работой - выполняют предварительный расчет. Однако и в этом случае она носит репродуктивный характер, т. к. производится по аналогии с примерами, приведенными в методических указаниях. Кроме того, расчет выполняет только один человек из рабочей бригады (бригада 3-5 человек), а остальные занимаются переписыванием. Еще одной характерной особенностью является то, что на исследуемых нами IV-V курсах при подготовке к лабораторным работам предварительный расчет требуется лишь по дисциплине “Вычислительное моделирование”, следовательно, на старших курсах доля самостоятельной работы снижается. Данные по самостоятельной работе на лекционных и практических занятиях приведены в табл. 1.

Таблица 1

Доля самостоятельной работы на практических и лекционных занятиях в традиционной системе обучения

Вид занятий

Внеаудиторная контролируемая

Внеаудиторная неконтролируемая

Аудиторная контролируемая

Аудиторная неконтролируемая

Лекционные (40 занятий)

12,5%

37,5%

-

-

Практические (20 занятий)

5%

35%

25%

35%

Страницы: 1 2 3

Навигация