Профессиональные умения, необходимые инженеру-механику

Страница 2

Уметь использовать прогрессивные концепции совершенствования производства, достижения высокого качества продукции.

Быть способным к выполнению междисциплинарных технологических проектов [41].

Инженер по специальности 120100 в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: а) производственно-технологическую; б) производственно-управленческую; в) проектно-конструкторскую; в) экспериментально-исследовательскую.

Опираясь на требования квалификационной характеристики к инженеру-механику по специальности 120100 “Технология машиностроения” [41] и данные профессиографического опроса, проведенного среди специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 4 до 40 лет [Прил. 4], можно выделить следующие группы базовых и профессиональных умений.

Базовые умения:

Систематизировать и записывать результаты наблюдений и экспериментов.

Группировать данные.

Оценивать статические и динамические характеристики результатов.

Представить результаты в табличной и графической форме, выбрать правильный масштаб.

Выполнить простейший расчет без использования литературы, сложный расчет - с использованием литературы.

Провести численный анализ и графическое решение задачи разными способами.

Пользоваться номограммами, диаграммами, различными справочными таблицами.

Анализировать положительные и отрицательные результаты.

Найти “выскакивающие” результаты.

Сгладить график, графически интегрировать и дифференцировать.

Использовать персональный компьютер.

Пользоваться размерностями.

Оценить особенности измерительной системы.

Провести планирование эксперимента.

Провести анализ, синтез и моделирование системы.

Оформить результаты расчетов и экспериментов.

Четко формулировать цели работы.

Пользоваться литературой.

Пользоваться терминологией.

Профессиональные умения:

Использовать полученные знания по ранее изученным базовым дисциплинам (физика, химия, материаловедение, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, технология металлов, теоретическая механика, детали машин и т.п.).

Выполнять и читать чертежи деталей и конструкций.

Расшифровать маркировки материалов (металлов и сплавов);

Подобрать требуемый материал (сплав, металл) для изготовления детали (конструкции).

Спроектировать деталь (конструкцию).

Подобрать (рассчитать) соответствующие подшипники, резьбы, зубчатые колеса.

Выбрать технологию изготовления и ремонта детали (конструкции).

В связи с тем, что эксперимент проводился в ходе изучения курса “Теория автоматического управления”, который является базовым для студентов-механиков, мы ставили своей целью развитие непосредственно базовых умений в условиях модульного обучения.

Перечень профессиональных умений базовой ступени, довольно разнообразен. С целью окончательного определения значимости этих умений для деятельности инженера-механика мы попросили участников опроса охарактеризовать каждое из перечисленных выше умений как: 1) обязательно нужное; 2) необязательно нужное; 3) не нужное и проранжировать их по значимости. Результаты опроса приведены в табл. 2.

Таблица 2

Ранжирование профессиональных умений базовой ступени, необходимых для деятельности инженера-механика

Умение

Обязательно нужно

Необязательно нужно

Не нужно

Ранг

1

Систематизировать и записывать результаты наблюдений и экспериментов.

20

-

-

3

2

Группировать данные

15

5

-

13

3

Оценивать статические и динамические характеристики результатов

19

1

-

5

4

Представить результаты в графической и табличной форме, выбрать правильный масштаб

17

3

-

12

5

Выполнить простейший расчет без использования литературы, сложный расчет - с использованием

20

-

-

4

6

Провести численный анализ и графическое решение задачи разными способами

18

2

-

9

7

Пользоваться номограммами, диаграммами, различными справочными таблицами

20

-

-

10

8

Анализировать положительные и отрицательные результаты

20

-

-

6

9

Найти “выскакивающие” результаты

18

2

-

7

10

Сгладить график, графически интегрировать и дифференцировать

16

2

2

19

11

Использовать персональный компьютер

14

5

1

17

12

Пользоваться размерностями

18

1

1

18

13

Оценить особенности измерительной системы

15

5

-

16

14

Провести планирование эксперимента

10

10

-

11

15

Провести анализ, синтез и моделирование системы

20

-

-

2

16

Оформить результаты расчетов и экспериментов

12

8

-

15

17

Четко формулировать цели работы

20

-

-

1

18

Пользоваться литературой

19

1

-

8

19

Пользоваться терминологией

19

1

-

14

Страницы: 1 2 3

Навигация