Уровень профессиональных умений студентов-механиков в традиционной системе обучения

Современное образование » Формирование профессиональных умений студентов в условиях модульного обучения » Уровень профессиональных умений студентов-механиков в традиционной системе обучения

Страница 2

Проанализировав состав ошибок, допущенных студентами при выполнении расчетно-графического задания, мы пришли к выводу, что ребята, как правило, не задаются вопросом, что же в конечном итоге они должны получить, не могут перенести полученные ранее знания в новые условия, пользоваться справочной литературой, произвести оценку полученного результата.

Мы также попросили участников эксперимента дать самооценку сформированности у них четырех выделенных нами базовых умений согласно критериям, приведенным выше. В табл. 4 представлены результаты сравнения среднего арифметического экспертной оценки и самооценки базовых умений.

Таблица 4

Сравнение экспертной оценки и самооценки уровня сформированности базовых умений

Умение

Оценка

Самооценка

e

Сформулировать цели работы

2,85

3,5

-0,65

Найти недостающие данные и перевести единицы измерения

3,06

3,27

-0,21

Произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры

2,62

3,05

-0,43

Синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат

2,76

3,43

-0,67

Анализ показывает, что самооценка студентов в большинстве случаев превышает оценку экспертов. Причем у студентов со средним и низким уровнем сформированности базовых умений самооценка завышена гораздо чаще, чем у студентов с высоким уровнем.

Нас также интересовал такой фактор, влияющий на развитие базовых умений, как склонность к избранной профессии типа “человек-техника”. Для выявления этого показателя был использован дифферинцированно-диагностический опросник Е.А. Климова [Прил. 6].

Результаты опроса приведены в табл. 5, где приняты следующие обозначения: П - природа, Т - техника, Ч - человек, З - знак, Х - художественный образ.

Таблица 5

Склонности к типам профессий

Тип профессии

П

Т

Ч

З

Х

Опрашиваемые студенты, %

8,82

38,24

23,53

11,76

17,65

Данные показывают, что склонность к избранной профессии имеют 39 студентов (38,24%), что является одним из важнейших факторов формирования профессиональных умений. Следовательно, для дальнейшего развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречия между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом (мотивами) для человека.

Для выявления мотивов, побудивших выбрать данную профессию, и отношения к ней мы попросили студентов ответить на следующие вопросы: 1) Почему Вы выбрали данную профессию? 2) Чего Вы ожидаете после окончания вуза? 3) Хотели бы Вы сменить профессию? Варианты ответов давали сами студенты, а мы сгруппировали наиболее часто повторяющиеся из них. Результаты опроса приведены в табл. 6.

Таблица 6

Мотивы выбора и отношение к избранной профессии

Вопрос

Студенты, %

Почему Вы выбрали данную профессию?

а) целенаправленно

б) получить высшее образование

в) финансовое положение родителей не позволило поступить на другую специальность

г) прочее (не идти в армию, друзья посоветовали и т.п.)

14,71

8,82

52,94

23,53

Чего Вы ожидаете после окончания вуза?

а) стать специалистом

б) найти работу по специальности

в) найти любую работу (карьера, финансовое благополучие)

г) получить диплом

д)ничего

5,88

8,82

23,53

23,53

48,24

Хотели бы Вы сменить профессию?

а) да

б) нет

в) не знаю

79,41

14,71

5,88

Страницы: 1 2 3

Навигация