Влияние дидактических принципов на активность школьников

Страница 4

Современным педагогам нужно все шире использовать преимущества компьютерного тренажа.

Перед упражнением следует четко указать, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; желательно провести пробные упражнения.

Во время упражнений следует предупреждать возникновение усталости обучаемых, чтобы не доводить их до переутомления.

Учитель должен контролировать факторы, связанные с оценкой труда учеников: последовательно формировать сознательное и ответственное отношение к любой деятельности, приучать учащихся контролировать процесс и результаты своего труда.

Важная форма упрочения знаний — их самостоятельное повторение учащимися. Процесс и результат планируются, на повторение отводится время.

Нельзя допускать учащимся пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них, потому что это неминуемо приведет к снижению прочности знаний, умений.

Принцип доступности

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся — с другой.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

Педагогам нельзя забывать наставлений Я. А. Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Следует помнить, что, когда приступают к изучению какого-либо предмета, ум школьника должен быть к этому приготовлен.

Обучая, исходят из уровня подготовленности и раз вития учащихся, учат, опираясь на их возможности.

Обучая, учитывают возрастные особенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

В процессе обучения обязательно учитывается индивидуальная обучаемость каждого ученика.

Хороший педагог всегда соизмеряет трудности познания со способностями ученика, учит рассуждать, а не заучивать готовые выводы.

Педагог-гуманист никогда не оскорбит ученика неверием в его способности.

Успех учения равен произведению старательности на способности.

Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

Обучение требует известной напряженности.

Педагог должен использовать новейшие достижения теоретической педагогики.

Учителю следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, чтобы дать толчок мысли.

При изучении нового и сложного материала в первую очередь нужно привлекать сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.

Педагог облегчит учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.

Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

Наиболее трудными для понимания и усвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Не следует форсировать без нужды процесс обучения, стремиться к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.

Педагогу не следует принимать мимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, а использовать его как начало познания.

Педагог не должен увеличивать длительность своих монологов, нужно тонко чувствовать, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно, и никогда не объяснять того, что может быть легко усвоено самими учащимися.

При первичном ознакомлении должен изучается не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики поняли главное, затем при закреплении вводятся новые примеры, факты, расширяющие, углубляющие и уточняющие изученное.

Реализуя принцип доступности, главное внимание следует уделять управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.

Принцип научности

Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся предлагались для усвоения только подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерностей: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; в жизни человека наука играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация