История дорожных знаков

Страница 3

К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту 1949г. Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. В группу предупреждающих добавился знак, обозначающий пересечение главной дороги со второстепенной.

Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел.

Знаки, обозначающие направление объезда препятствия, получили стрелы прямоугольной формы.

Новый знак «Круговое движение» предписывает движение по перекрестку или площади в указанном стрелками направлении до выезда на одну из прилегающих улиц или дорог.

Знак "Место поворота для движения в обратном направлении" приобретает синий цвет и квадратную форму и переходит в группу указательных.

Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту.

Запрещающие знаки, установленные перед перекрёстком, распространяли своё действие только на пересекаемую дорогу. Знак «Стоянка запрещена» имел жёлтый фон с красной каймой и перечёркнутой красной полосой буквой Р чёрного цвета, а привычный нам знак «Стоянка запрещена» использовался для запрещения остановки транспортных средств.

Кроме того, существовали непривычные нам предписывающие знаки «Движение грузовых автомобилей» и «Мотоциклетное движение».

Помимо дорожных знаков, в рассматриваемый период широко применялись дорожные указатели, представляющие собой таблички жёлтого цвета с надписями чёрного цвета. Они обозначали пешеходные переходы, количество полос движения, регламентировали расположение транспортных средств на проезжей части. Вне населённых пунктов применялись указатели направлений движения и расстояний до населённых пунктов и иных объектов. Эти указатели имели синий фон и надписи белого цвета.

В 1965 году впервые появляется знак "Регулируемый перекресток (участок дороги)". Три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый, изображенные на поле знака, обозначали регулирование движения не только светофором, но и регулировщиком.

В 1968 году на Конференции ООН в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Внесены соответствующие изменения и в действующие на территории СССР Правила. В 1973 году, на всей территории Советского Союза в силу вступают новые Правила дорожного движения и новый стандарт «Дорожные знаки».

Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей. Предупреждающий знак «Извилистая дорога» получил две разновидности – с первым поворотом направо и с первым поворотом налево.

В дополнение к существующему знаку «Крутой спуск» появляется знак "Крутой подъем". Величина уклона в процентах указывается на знаках.

Знак "Пересечение дорог" стал устанавливаться только перед пересечением равных по значению дорог. При его установке обе дороги являлись равнозначными, даже если одна имела покрытие, а другая была грунтовой.

В дополнение к знаку «Пересечение со второстепенной дорогой» появились его разновидности «Примыкание к главной дороге второстепенной» Примыкание дороги могло быть показано под углом 45, 90 и 135 градусов в зависимости от особенностей перекрёстка.

Знак «Сужение дороги» получил три разновидности, обозначающие сужение с обеих сторон, справа или слева.

В группу предупреждающих добавились знаки, предупреждающие о пересечении с трамвайной линией, выезде на набережную, движении по участку дороги, где возможен выброс гравия из-под колёс, падению камней на горных дорогах, участкам с боковым ветром.