Дисфункциональность семьи

Семья является первым и основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние раздражители и стрессы, обретает психоадаптивные способности. Как отмечает Эйдемиллер, нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Нежелание менять себя или взаимоотношения в семье – приводит к дисфункциональности семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимание природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в качестве специалиста по этому вопросу. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: потребление ПАВ, правонарушения, что становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН (ОДН), КДН. Соответствующие ведомства реагируют на последствия, зачастую оставляя без внимания причины, истоки, корни проблемы – не меняя социальную жизненную ситуацию ребенка.

Навигация