Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

Современное образование » Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности » Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

Страница 4

Таким образом, выбор методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов зависит от целей задач конкретного мероприятия, содержания материала, от степени подготовленности педагога и детей.

Средства обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов

Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения родному языку, указывает: "Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями — достаточным развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения, - от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе" [54, с. 6].

Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, и др.) [36]. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. [16]. Подражая родителям, педагогам в детском саду, и другим взрослым ребёнок бессознательно строит свою речь в соответствии с той речью, которую слышит вокруг [8].

Средством обучения составлению повествовательных рассказов является самостоятельное рассказывание детей. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику и взрослому о каком-либо событии, договориться о содержание предстоящей игры т.п.

В трудах А. М. Бородич, С.М. Кониной, Э. П. Коротковой, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной показана роль рассказывания в развитии связности детской речи.

При целенаправленном обучении детей старшего дошкольного возраста самостоятельная повествовательная речь достигает достаточно высокого уровня. Умение рассказывать приобретается детьми в процессе непосредственного общения с окружающими [6].

"Основой для обучения повествовательному рассказыванию служит содержательная, интересная жизнь детей в детском саду и семье" [2, с. 234]. С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию [31].

Как средство развития повествовательной речи используются картины, доступные детскому восприятию: с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения. Картины расширяют поле непосредственного наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское словесное творчество, напоминают о виденном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти. Особенно актуальны в развитии связных повествовательных рассказов серии картин объединенных одним сюжетом. Подвижные картины (типографские серии, диафильмы) - дидактический материал для обучения составлению повествовательных рассказов: представляют собой воспроизведение последовательно сменяющих друг друга ситуаций [31].

В группе детского сада особенное значение имеет книжный ряд, где находятся книги с народными сказками и художественной литературой, что имеет большое значение для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, помогает обратить внимание на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности [34].

Таким образом, педагогический процесс, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков рассматривается как творческое взаимодействие педагога и ребенка, в котором происходит развитие его речи. В работе по обучению составлению повествовательных рассказов в дошкольных учреждениях используются следующие средства: речевая среда, предметно-развивающая среда в группе, наглядные пособия, технические средства обучения.

Страницы: 1 2 3 4 

Навигация