Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности

Современное образование » Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности » Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности

Страница 2

Осуществление системы коллективной творческой деятельности возможно на разных уровнях. Первичный уровень характеризуется ситуативным типом использования коллективного творческого дела. Средний - избирательно-систематическим. Высший - развернуто-систематическим. В реальном воспитательно-образовательном процессе тип использования коллективного творческого дела зависит от особенностей становления и развития коллектива. Алгоритм организации и проведения коллективной творческой деятельности состоит из следующих компонентов: поиск, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность [23]. Мероприятия это одна из форм коллективной деятельности, представляющей собой события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воздействия на них. Каждое отдельное мероприятие коллективной творческой деятельности осуществляется поэтапно. Первый этап - предварительная работа. Педагоги устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательно-образовательном процессе, определяют конкретные задачи, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Второй этап - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Третий этап - Коллективная подготовка дела. Составление плана подготовки, организация его выполнения. Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива, где каждый высказывает свое мнение, может осуществляться: опросом, заполнением анкеты, творческими отчетами. Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе дети и педагог делятся своими впечатлениями [23].

Возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами и мероприятиями воспитательно-образовательной работы.

Деятельность на коллективных мероприятиях по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов заключает в себе широкие возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми различными умениями, знаниями, позволяет каждому испытать радость успеха. На таких мероприятиях возникает много ситуаций, позволяющих педагогу подчеркнуть значение ответа каждого ребенка для наиболее полного решения общей задачи [24].

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень речевых умений каждого ребенка, наличие у него речевого творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками [29].

В старшем дошкольном возрасте задачи формирования у детей опыта коллективной творческой деятельности усложняются, у них формируется практический опыт поведения в совместной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью как от своих, так и от общих достижений, что приводит к формированию настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки. Вместе с воспитанниками педагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его правильность [22].

Главная цель обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками.

Экспериментальная часть была выполнена на базе детского сада "Спутник" п. Мирный Зонального района. Данная группа детей выступала экспериментальной группой. Дети старшего дошкольного возраста МДОУ "Ромашка" с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края - контрольная группа. Список детей в приложении 1.

Цель экспериментального исследования подтвердить или опровергнуть предположение о том, что применение комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности, будет способствовать эффективному развитию умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, на котором выявлен исходный уровень развития умений составлять повествовательный рассказ детей старшего дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3

Навигация