Методическое обеспечение и организация исследования

Страница 1

Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема влияния занятий физической культурой на психологическую готовность к школьному обучению в настоящее время является крайне актуальной.

Исследование проводилось в ДОУ №11 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали дети подготовительной, старшей и средней группы ДОУ. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Контрольная группа – дети незанимающиеся физической культурой. Экспериментальная группа – дети, занимающиеся физической культурой.

Для реализации цели нашего исследования – выявить влияния занятий физической культурой на психологическую готовность к школьному обучению, мы использовали тест Керна–Йерасека, который включал в себя следующие субтесты:

1) Задание 1. Рисунок мужской фигуры.

2) Задание 1. Рисунок мужской фигуры.

3) Задание 2. Подражание письменным буквам.

Тест Керна–Йерасека

Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:

- не требует продолжительного времени для проведения;

- может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

- имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

- не требует специальных средств и условий для проведения.

Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А.Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов).

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.

1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла – за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов – за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

Изобразительная деятельность детей в настоящее время изучена достаточно широко, выделены ее стадии и информативные признаки. Исследования М.Д. Баррето, П. Лайта, К. Маховер, И.И. Будницкой, Т.Н. Головиной, В.С. Мухиной, П.Т. Хоментаускаса и других показывают, что особенности графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного развития детей.

П.Т. Хоментаускас считает, что психологу следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше 5-летнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация