Значение развития временных представлений у дошкольников

Современное образование » Особенности развития представления о времени у дошкольников » Значение развития временных представлений у дошкольников

Понятие времени является наиболее сложным для детей. Связано это с тем, что время они воспринимают опосредованно, через конкретные признаки, которые часто нестабильны, зависят от развития ребенка (например, его деятельность и способность анализировать и сравнивать), от времени года, состояния погоды и т.д. (Ерофеева и др., 1992). Кроме того, это зависит и от особенностей самых временных процессов: их текучесть, необратимость, невозможность поменять местами прошлое и настоящее и будущее. Все это в совокупности усложняет процесс восприятия детьми временных явлений. Характер представления детей дошкольного возраста о времени тесно связан с постепенным овладением временных понятий (на рассвете, в сумерках, в полдень, в полночь и т.п.), умением ориентироваться во время суток по природным явлениям, получением представления о пространственно-временных зависимостях ритмичных природных явлений, о продолжительности часа, минуты и т.п.).

Большую роль в понимании временных отношений у детей играют ритмичные процессы жизнедеятельности, правильное чередование работы и покоя (Метлина, 1984). Они дают начало формирование режима. Стоит отметить, что для детей раннего и дошкольного возраста режим дня является основой воспитания. Если он соответствует возрасту, состоянию здоровья, индивидуальным способностям ребенка, это способствует нормальному функционированию всего организма. Примерно с полутора года возникает речевое отражение категорий времени. По началу для детей сложно точное понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: «вчера - сейчас», «сегодня - вчера», «сегодня - завтра». Поэтому воспитатель имеет возможность уточнить и расширить эти знания.

Конкретный момент реальности, на который указывают эти отношения непрерывно сдвигается и это составляет главную трудность (Формирование…, 1988). Постепенно, с развитием у дошкольников происходит конкретизация временных представлений: о днях, неделях , часах дети говорят как о предметах. Постепенно устанавливается связь между повторяющимися явлениями и процессами с соответствующими показателями суток. По мере накопления опыта ориентировке во времени дети устанавливают более существенные показатели времени и более четко локализуют во времени события, которые обладают отличительными признаками. В этот период (6 – 7 лет) дети начинают часто пользоваться временными наречиями. Дальнейшая дифференциация временных отношений зависит в значительной мере от умственного и речевого развития детей. Наряду с этим, дети учатся самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действии

Развитое чувство времени (умение определять временной интервал без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Таким образом, время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений, т.к. в процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков.

Навигация