Задачи развития временных представлений у дошкольников в различных программах воспитания и обучения в ДОУ

Современное образование » Особенности развития представления о времени у дошкольников » Задачи развития временных представлений у дошкольников в различных программах воспитания и обучения в ДОУ

Изучение временных отношений у детей начинается во многих программах с 3-х лет. При этом, занятия или тематические игры, как правило идут в комплексе с другими темами. Как указывалось выше, основной целью таких занятий является научить детей «чувству времени». Первые шаги – это знакомство детей с временными наречиями «сегодня», «вчера», «завтра», с частями суток. Постепенно, в старших группах уже проходят дни недели, календарь и часы.

Ниже приведены основные задачи развития временных отношений у дошкольников (Таблица 1), которые даны в разных педагогических программах, а также рассмотрена методика подобного обучения по Программе воспитания и развития детей в детском саду» для разных возрастных групп разных групп.

Таблица 1 - Задачи развития временных представлений у дошкольников в различных программах воспитания и обучения в ДОУ

Задачи развития временных отношений

Программа воспитания и обучения в детском саду (Программа…, 2007)

Методика развития понятий временных отношений по Е.В. Колесниковой. (Колесникова,

Программа «Детство» (Детство…, 2004)

Программа «Радуга» (Радуга…, 2010)

Младшая группа

3 – 4 года

Учить ориентироваться в контрастных частях суток (утро-вечер, ночь – день)

Научиться определять время суток, иметь представления о временах года и днях недели.

Знакомство с временными отношениями посредством изучения временных отношений сначала/потом, раньше, позже, знакомство с временем суток.

Средняя группа

4 – 5 лет

Расширять представление о частях суток, объяснить значение слове «сегодня», «завтра», «вчера»

Повторение предыдущего материала. Знание частей суток, понятие времен года.

Временные отношения изучаются в последовательности частей суток,

дается целостное представление о сутках. Изучаются временные отношения: сегодня, вчера, завтра.

Старшая группа

5 – 6 лет

Дать представление о целостности суток, учить последовательность событий (объяснять понятия «раньше», «позже», какой день был «вчера, какой будет «завтра»)

Научится устанавливать временные отношения;

познакомится с календарем и часами.

Измерение времени с помощью календаря и песочных часов

Формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год. Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени - час, минута, секунда, их соотношением по длительности*.

Закреплять представление о годичном цикле смены времен года, их характерных признаках*. Знакомить детей с календарем.

Подготовительная группа

6 – 7 лет

Дать понятия о днях недели, месяцах и годе,

дать понятие о необратимости времени,

уметь различать длительность интервалов (1, 5, 10 минут и 1 час),

уметь определять время по часам с точностью до часа.

Определение времени по часам, работа с календарем, учить определять время с точностью до получаса.

Обобщение и повторение уроков. Понятие годового хода, суток, дней недели. Повторение изучения календаря.

Формирование у детей личной заинтересованности, желания научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и пр.);

планирование своей деятельности и жизни;

показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.

Навигация