Концепция и логика исследования

Разработка мер, призванных улучшить функционирование какой-либо системы, в том числе образовательной, должна начинаться с выявления факторов оказывающих доминантное негативное влияния, приводящее к несовершенству системы. Поскольку процессы преподавания и учения являются информационными по своей основе, было сочтено целесообразным провести анализ с целью выявления общих информационных закономерностей, не связанных с аспектами обучения. Следствием стал вывод о том, что принятое в общеобразовательной школе организационная схема обучения не в состоянии обеспечить гарантированного массового достижения продуктивных образовательных целей. Причина кроется в ограниченных и недостаточных для работы с большой группой обучаемых информационных возможностях учителя, выступающего в роли единственного субъекта учебного процесса, обеспечивающего как процесс передачи данных, так и управление ходом их усвоения во взаимодействии с учащимися. Эта причина приводит к низкой продуктивности традиционного учебного процесса.

Естественно, встаёт вопрос о выявлении возможностей уменьшения их негативного влияния. Строгий подход к решению проблемы совершенствования учебного процесса требует точного указания диагностируемых целей функционирования образовательной системы, обоснование критериев достижимости поставленных целей, а так же выявления имеющихся ограничений на возможные варианты решения. В такой постановке просматривается типичная оптимизационная задача, для решения которой разработаны соответствующие подходы и методы. Однако, изучение применимости этих методов для оптимизации учебного процесса школы обнаружило ряд проблем:

Отсутствие чётко сформулированных целей общего информационного образования.

Отсутствие единых и объективных критериев результативности и эффективности данного процесса.

Необходимость обоснованных подходов к их решению.

Для выявления факторов, определяющих практическую результативность применения ИТ в обучении, потребовалось рассмотреть их дидактические основы и особенности использования, выяснить роль и место новых технологий в организации и ведении учебного процесса, установить их достоинства (с точки зрения учащегося и педагога), значимость этих достоинств и условия их появления. И обосновать характер отношения компьютеризированных и традиционных форм обучения с целью выработки их оптимального сочетания. Важным моментом считается построение модели перехода школы от традиционных к новым ИТ обучения, которая обеспечивает практическое воплощение теоретических принципов и закономерностей.

Навигация