Компьютеризация, как средство оптимизации образовательного процесса

Современное образование » Оптимизация "Экспресс-обучения" за счёт применения компьютера » Компьютеризация, как средство оптимизации образовательного процесса

Страница 2

Принципы компьютерного обучения как необходимое условие системы взаимодействия

Использование новых информационных технологий не только не противоречит принципам классической дидактики, а напротив, именно они позволяют дидактическим принципам воплотиться в практике не в виде тенденций и пожеланий, а на уровне конкретных элементов учебного процесса. Наряду с классическими принципами компьютерные технологии привносят в обучение и некие новые элементы и закономерности, не проявлявшиеся или не имевшие возможности проявиться ранее. Эти закономерности сформулированы в виде дидактических принципов компьютерного обучения.

Принцип информационной гуманности: все элементы процесса обучения должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности учащегося. Элементы учебного процесса должны обладать адаптивностью к индивидуальным особенностям учащегося по форме, объему и темпу представления информации. Способы применения новых информационных технологий в обучении должны определяться возрастными, физиологическими и умственными возможностями учащихся. Это можно назвать также дружественностью среды обучения по отношению к обучаемому.

Принцип мультимедийности: обучение должно быть мультимедийно. При этом мультимедийность понимается в двух аспектах: в "узком" – как комплексность по форме представления информации и в "широком" – как комплексность содержания информации. Объединение в учебных программах визуальной и звуковой форм представления информации в значительной мере повышает наглядность и выразительность учебной информации и тем самым расширяет канал связи, по которому информация поступает к учащемуся, что ведет к увеличению его общей пропускной способности. Мультимедийность содержания отражает одно из наиболее заметных явлений современной жизни – взаимопроникновение и слияние различных ветвей человеческой деятельности, синтез самых различных знаний и практик.

Принцип метапредметности информационных технологий: приоритетным в содержании обучения должно быть акцентирование внимания учащихся на способах представления и обработки информации в данной учебной дисциплине; при этом предпочтение должно отдаваться универсальным способам и формам. Современные компьютерные технологии – это не частные навыки применения каких-то программ. Они являются практическим выражением, используя термин А.П.Ершова, общих «правил целеустремленной деятельности» человека, т.е. универсальных способов и приемов представления, поиска и обработки информации. Эти способы проявляются и используются не только при работе с компьютерными системами и документами, а в любых задачах, связанных с обработкой информации, и в частности в задачах обучения. При этом в разных учебных дисциплинах можно усмотреть единые методы представления и обработки информации, что и дает основание вести речь о метапредметности информационных технологий, включающей, как показано в исследовании, два аспекта: понятийно-операционный и инструментальный.

Применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения устраняет главный источник несовершенства процесса обучения в массовой школе, обусловленный, как было показано выше, несоответствием информационных возможностей учителя объему информационных запросов учащихся. Показано, что оптимизация усвоения информации в учебном процессе основывается на преимуществах компьютерных технологий решения проблем обучения по сравнению с традиционными методами. К ним отнесены:

практическая реализация требований информационной гуманности по отношению к учащемуся, что проявляется в возможной адаптации элементов новых технологий к индивидуальным информационным особенностям учащегося по объему и скорости передачи учебной информации, характеру ее представления, количеству повторений;

положительная мотивация обучения, которая достигается за счет роста заинтересованности учащегося в ходе и результатах учебного процесса, психологического комфорта при обучении вследствие его индивидуализации; внешняя мотивация создается регулярным контролем за ходом обучения, объективностью его результатов, возможностью улучшить показатели; компьютеризированное обучение ориентировано на создание для учащегося ситуации успеха;

высокая познавательная активность учащегося в процессе учебной работы с компьютером, развитие исследовательских и аналитических навыков; рост возможности самореализации учащегося в учении;

Страницы: 1 2 3

Навигация