Схема анализа занятия ЭО

Социально-экономическая ситуация в нашей стране в последнее время несколько изменила заказ системе образования на обученность выпускника школы. Конкурентоспособными на рынке труда становятся те выпускники, которые не только обладают не те выпускники, которые обладают конкретным багажом знаний естественнонаучных и гуманитарных предметов, сколько способные эти знания получать, способные ориентироваться в конкретных и изменяющихся обстоятельствах, ставить и решать жизненные задачи, анализировать собственный опыт. Становится важным учить этим способностям детей, приспосабливаясь к существующим обстоятельствам, системе школьного образования в рамках обычных уроков. В условиях развития экспериментальной педагогической работы в Детском доме-школе становится необходимым формулировать новые требования качества уроков. Эти требования, с одной стороны, должны содержательно отражать пространство собственных действий детей на уроке, с другой стороны, быть критериально оформлены. Предлагаемая схема анализа урока, инструментально полезна самому учителю при подготовке и анализе уроков.

Базовым принципом анализа принято появление развития отношений сотрудничества на уроке между детьми и взрослыми, в отличие от стандартного подхода к анализу урока (предметно-методическом), в предлагаемом варианте главным становится не то, каким образом передаются знания, а то, каким образом организуется педагогическая ситуация, что бы эти дети могли брать.

Анализ урока приводится, как непосредственное наблюдение за работой учителя по разработанной схеме, а затем обсуждение урока с учителем и пояснение того, как и за что были выставлены баллы. Обсуждается, как можно было бы построить урок для получения более высокой оценки и повышения его качества.

Разработаны такие части анализа урока:

Формы детской активности

Образ учителя на уроке (основывается на двух разных способах исследования – анкетирование детей и непосредственное наблюдение за работой учителя на уроке)

Работа с детьми, "выпадающими" из общей работы

Структуры взаимоотношений на уроке

В каждой части анализа разработана система коэффициентов, или баллов, общая сумма которых показывает успешность учителя в развитии человеческих и коллегиальных отношений на уроке. Конечно, нельзя назвать эту оценку деятельности учителя окончательной. Веса знаний каждой группы часто не сравнимы, но, анализируя работу учителей Детского дома, я заметил устойчивую корреляцию между получением высокой суммы баллов по оценочной шкале ЭО и любовью учеников к учителю и предмету. Не стоит проделывать сложный процесс анализа каждого учителя, если можно просто посмотреть, как к его уроку относятся дети. Во-первых, корреляция еще не идентичность, а во-вторых, предъявляя учителю чёткую и формализованную схему анализа, мы помогаем ему выстроить приоритеты для своей деятельности на уроке.

Навигация