Использование информационных технологий в процедуре оценивания

Страница 6

Компьютеры представляют собой идеальный инструмент для мониторинга частоты обращения к тем или иным электронным образовательным ресурсам (образовательный сервер, электронная библиотека, обучающие программы и т.п.) для улавливания тенденций в ходе образовательного процесса как на уровне отдельных обучаемых, так и групп, раннего обнаружения многих проблем, связанных с успеваемостью. Последовательное занесение на протяжении нескольких лет в электронный классный журнал результатов обучения по отдельным разделам изучаемой учебной дисциплины дает педагогу и администрации учебного заведения возможность провести анализ и сделать выводы о достоинствах и недостатках использующихся учебников и об адекватности методических приемов. Наличие такой информации особенно полезно для начинающих педагогов, способных ориентироваться на объективные данные о результатах работы своих более опытных коллег.

Психологическая диагностика обучаемых. Помимо оценивания обученности педагогу очень важно иметь ясное представление об индивидуальных особенностях обучаемых, о формировании и развитии их личностных качеств: общих и специальных способностей, обучаемости, интеллекта, креативности, памяти, быстроты реакции, коммуникабельности и т.д. Только такое комплексное исследование может обеспечить полное представление о ходе образовательного процесса и его результатах. Речь идет о психологической диагностике, которая также может быть проведена с помощью автоматизированного тестирования. Разумеется, речь не идет о том, чтобы учи гель заменил собой психолога, но представлять себе возможности, достоинства и недостатки автоматизированной психодиагностики должен каждый педагог [6].

Необходимо различать компьютерные версии уже известных «бумажных» тестов и компьютерные тесты, специально разработанные с учетом возможностей современных технологий. В большинстве случаев тесты последнего типа в бумажном виде уже непригодны, так как они могут использовать мультимедиа-информацию, динамически адаптироваться к действиям испытуемого и т.д. Автоматизируется;психологическая диагностика и в тех случаях, когда «бумажного» прототипа не может существовать в принципе. Так, при диагностике параметров внимания, памяти, реакции технология мультимедиа позволяет предъявлять испытуемым различные стимулы. И в зрительном, и в слуховом вариантах. Еще одна новая область приложения возможностей мультимедиа-технологии — это ситуационные тесты, основанные на ролевых играх. Сама ситуация, в которой должен проявить себя испытуемый, задается предельно реалистично с использованием аудио-, видеоэффектов, анимации. Но, что более важно, аналогичный же характер носит и представление вариантов возможных реакций испытуемого. Такие тесты помимо диагностической функции могут носить и обучающий характер, наглядно показывая испытуемому последствия его выбора и подсказывая, как можно исправить совершенную ошибку [3].

Использование информационных и коммуникационных технологий в той или иной мере коснулось всех этапов психодиагностического тестирования: упростилось создание тестов благодаря использованию специальных систем-конструкторов, облегчилось проведение группового тестирования, резко повысилась оперативность первичной обработки и интерпретации результатов. Прослеживается также тенденция передачи управления тестированием компьютерным программам: если ранее автоматизировались лишь определенные стадии тестирования, например, предъявление материала, первичная обработка данных, интерпретация результатов, то на современном этапе все чаще можно встретить программы, выполняющие целиком все исследование вплоть до конечных выводов. На первый взгляд, кажется, что это сводит необходимость участия психолога к минимуму, однако все не так просто и пользоваться такими программами нужно очень осторожно.

С одной стороны, безусловными преимуществами компьютерной психодиагностики являются оперативная и безошибочная обработка данных, обеспечение стандартных и объективных условий тестирования для всех испытуемых, автоматизированный контроль за самой процедурой тестирования (хронометраж, отслеживание недопустимых или пропущенных ответов). Кроме того, можно обеспечить наглядность и занимательность процесса тестирования, поддерживая внимание с помощью цвета, звука, игровых моментов, что особенно важно для учащихся младшего возраста. Специалист-психолог также высоко оценит возможность объединения тестов в «батареи», т.е. общие комплексы с единой итоговой интерпретацией, возможность проведения массовых исследований через локальные сети или Internet [9].

С другой же стороны, испытуемых нужно готовить к работе за компьютером и особенности этой работы будут накладываться на данные тестирования. Далее, часть психодиагностической информации просто теряется без личного контакта психолога с испытуемым. Наконец, качество и полнота интерпретации результатов тестирования также могут быть весьма ограниченными. Поэтому если педагогу совместно с психологом предстоит принять важное решение в отношении конкретного испытуемого (зачисление в профильный класс, обучение по особой программе, выбор профессии и т.п.), нужно использовать самую разностороннюю информацию, не ограничиваясь компьютерной диагностикой: личное общение с испытуемым, анализ результатов предыдущих тестирований, психологическая диагностика родителей и т.д. Компьютерные психодиагностические программы не заменяют собой психологов, и с ними должны работать профессионалы, умеющие точно определить границы их применимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация