Методика организации и руководства психогимнастическими упражнениями для детей дошкольного возраста

Современное образование » Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством психогимнастических упражнений » Методика организации и руководства психогимнастическими упражнениями для детей дошкольного возраста

Схема занятия по психогимнастике

I – фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоции (радость, удивление, интерес, гнев, и т.д.) дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II – фаза.Этюд и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемой социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении внимание детей привлекаются ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III – фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используя мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

IV - фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера [51, с.45].

Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Он называется «минутой шалости». Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все что хотят. Ведущий психогимнастики не вмешивается в общение детей между собой. Желательно договорится с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе должно быть не более шести, а младших школьников – не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети поэтому, большое количество детей в группе нежелательно: из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и некоторые дети могут оказаться на нем в положении зрителей.

Надо следить за тем, чтобы в группе не было более одного гиперактивного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые, только амимичные, только с неустойчивым вниманием и т.п. Дети с раздражительностью, страхами, тиками, навязчивостями, истерическими реакциями, заиканием, истощаемостью и т. п. могут заниматься вместе. Однако детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью, надо развезти по разным группам, так как вторые должны заниматься вдвое больше – используется время двух курсов психогимнастики. Точно так же следует поступить и том случае, если на психогимнастику назначаются дебильные дети. Они должны заниматься отдельно от детей с задержкой психического развития. Элементы психогимнастики могут быть применены и при воспитании детей - имбецилов [51, с.47].

В группу для фона можно пригласить одного - двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистической жилкой. Хорошо известно, что не только у детей, но даже и у взрослых внешнее выражение эмоций (смех, слезы, зевота от скуки) вызывает соответствующие подражательные реакции и сопереживание, поэтому дети с артикуляционной жилкой желанны на психогимнастике, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.

Надо завести журнал, в котором надлежит очень кратко указать причину назначения того или иного ребенка на занятие психогимнастикой, что в дальнейшем поможет в планировании игр. Затем следует определить основные воспитательные и психотерапевтические цели для данной группы в целом.

Таким образом, воспитатель, занимающийся психогимнастикой, должен владеть теоретическими знаниями и знать методику проведения коррекционных занятий с детьми, так как работа ведется со сложными психическими нарушениями, требующими большой осторожности и тактичности.

Навигация