Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления

Страница 1

При исследовании особенностей мышления необходимо учитывать, что в основном тестовые методики изучения мышления чётко разграничивают два вида мышления: вербально-логическое и наглядно-образное.

Для изучения мышления младшего школьника целесообразно отбирать достаточно простые задания, которые позволили бы избежать влияния на качество выполнения заданий разного объёма ранее приобретенных знаний у разных детей. Кроме того, задания должны позволить ребёнку избежать привычных способов решения, то есть быть достаточно показательными для определения перечисленных качеств мыслительной деятельности.

Необходимо отметить, что при решении вопросов, связанных с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления, необходимо соблюдать ряд определённых требований, к которым можно в первую очередь отнести специфику организации обследования, а во вторую – интерпретацию полученных результатов, связанную с педагогическими целями исследования.

Для характеристики мыслительной деятельности можно использовать ряд методик, позволяющих оценить качества и степень сформированности понятий, а также умение оперировать ими в мыслительной деятельности. К этому ряду могут быть отнесены задания на исключение, обобщение, объединение. Форма предъявления материала при проведении диагностики зависит как от возраста ребёнка, так и от индивидуальных особенностей его познавательной деятельности. Как правило, такие методики имеют как вербальную, так и наглядную модификацию.

Сам процесс выбора индивидуально оптимальной формы предъявления тестового материала может быть достаточно информативным в плане определения преобладающего вида мышления. Так, ребёнок, плохо справляющийся с вербальными заданиями, может показать достаточно высокие результаты при предъявлении заданий наглядно-образной модификации и наоборот. Для достаточно точного выявления вида мышления у детей представлены и вербальный, и наглядно-образный варианты методик.

Использование методики "противоположности" даёт возможность наблюдать ребёнка в процессе решения им достаточно сложной мыслительной задачи. Здесь наряду с выявлением существенных признаков, объединяющих предметы и явления, ребёнку предлагается выделить предмет ( слово ), отличающийся по существенному признаку.

Методика даёт возможность оценить сформированность у ребёнка мыслительных операций отвлечения, обобщения, абстрагирования, систематизации и т.д.

Бланк с напечатанными словами, к которым можно подобрать антонимы.

Итоги диагностики индивидуальных особенностей мышления учеников 3 класса:

25 % - высокий уровень

50 % - средний уровень

25 % - низкий уровень

У 25 % детей этого класса, недостаточная сформированность понятийного мышления. Часто с трудом они выделяют существенные признаки предметов и явлений, наблюдается ограниченность выражения понятий в речевых формулировках ( бедность речи ). Операционная сфера мышления развита слабо. Суждения единичные, частые, навык самостоятельного умозаключения не развит. Преобладает наглядно образное и действительное мышление.

Методика "Выделение существенных признаков" позволяет исследовать такие особенности мышления, как дифференциация существенных и несущественных признаков предметов и явлений. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления, например, конкретного или абстрактного. Методику можно применить при обследовании детей начальной школы, умеющих достаточно бегло читать.

Бланк с сериями заданий. В каждой серии одно основное слово и в скобках пять слов для подбора по существенным признакам

Итоги диагностики детей 3 класса по методике " Выделение существенных признаков ".

33 % - высокий уровень

42 % - средний уровень

25 % - низкий уровень

У 25% детей этого класса операционная сфера мышления развита слабо, у них преобладает наглядно образное и действенное мышление, суждения единичные, навык самостоятельного умозаключения не развит, недостаточная сформированность понятийного мышления.

Страницы: 1 2

Навигация