Самостоятельность и нравственность

Острую актуальность в настоящее время приобретает нравственная сторона самостоятельности детей и взрослых. Почему? Мы отчетливо видим, что самостоятельность человека может быть подчинена гуманным целям и мотивам (спасение команды тонущего корабля, потерпевших от землетрясения, оказание срочной помощи детям, акты милосердия по отношению к инвалидам и престарелым) и эгоистичным, игнорирующим потребности окружающих, унижающим достоинство других людей. Нравственная сторона позна­вательной самостоятельности достаточно хорошо знакома и педагогам, и учащимся. В каждом классе есть ученики, которые всегда охотно сотрудничают, с удовольствием помогают товарищам, активно откликаются на задания, имею­щие общественно ценный смысл. «Может быть, в этом есть известная доля тщеславия оттого, что знаешь несколько больше своих товарищей, - размышляет девочка,- но есть в этом и что-то другое: ведь так хочется поделиться своими знаниями, чтобы всем вместе испытать радость познания».

Противоположность им - дети, усилия которых направ­лены только на достижение личных успехов. Такие ребята не любят делиться знаниями с товарищами, отказываются помочь тем, кто не успевает, избегают, ценя свое время, участвовать в общих познавательных и практических делах. Их самостоятельность имеет явно индивидуалистическую направленность. Поэтому истинную социальную ценность это качество обретает только тогда, когда оно сопряжено с активностью и такими нравственными проявлениями школьника, как ответственность, гуманизм, взаимопомощь. Возможно это там, где процесс овладения знаниями и умениями связан с формированием нравственных мотивов и поступков, постоянным упражнением ребят в приложении своих сил. Создавая в учебном процессе ситуации повышенного напряжения, побуждая детей к сотрудничеству, мы тем самым стимулируем общественно значимые мотивы их самостоятельности.

Не будем забывать о том, что нравственная направлен­ность самостоятельности ребенка в значительной степени обусловлена той атмосферой, которая царит в семье, школе, обществе. Особенно важную роль играет поведение взрослых (родителей, учителей, руководителей школы), их отноше­ние к своему делу, к деятельности и поступкам учащихся.

Плоды этой двойной морали и авторитарного единомыслия очевидны: давно провозглашенный принцип сознательности и самостоятельности в обучении, как и усилия ученых, талантливых учителей, разработавших немало дидактических средств и приемов активизации учащихся, приносили успех в лучшем случае на уроках. Не подкрепленная на социальной практикой и нравственными установками, познавательная самостоятельность не может стать стержневым качеством деятельности и личности молодого человека. Подлинная независимость мыслей и поступков возможна там, где есть грамотный педагог, достойные нравственные ориентиры, демократия и самостоятельная деятельность ученика. Поэтому, развивая самостоятельность школьников в процессе обучения, мы должны иметь в виду все ее компоненты и ориентироваться на конечный результат - цельную гуманную личность.

Навигация