Специфика процесса воспитания в многодетной семье

Страница 2

Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.

Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.

В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой.

Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение [24, 134-137].

Для исследования проблем многодетной семьи необходимо учитывать причины, побудившие родителей создать такую семью. По этому признаку в научной литературе многодетные семьи распределяются на три категории:

Семьи, многодетность которых запланирована (в связи с традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, загруженностью родителей, состоянием здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

Семьи, образовавшиеся в результате второго и последнего браков, в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи. Такие семьи чаще всего не мотивированы на многодетность и вынужденно принимают ее, приспосабливаясь к случившемуся. К этому же типу относят семьи с близнецами и с детьми, на рождение которых супруги идут по медицинским рекомендациям.

Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни.

По мнению исследователей, каждая вторая многодетная семья нуждается в материальной поддержке, каждая пятая – в профилактической социальной помощи, которая должна способствовать повышению психолого– педагогической компетенции родителей и содействовать социализации детей.

Значительной для поддержки многодетных семей является консультативная помощь как специалиста, непосредственно работающего с многодетной семьей, так и работников специализированных служб и центров психологической, правовой и социальной помощи, и адаптивно – педагогической помощи, включающей в себя работу самых разных специалистов (психологов, правоведов, экономистов, педагогов и др.).

Выводы по второму параграфу. Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что такая семья наиболее полно реализует возможности воспитания детей.

В ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации.

Страницы: 1 2 

Навигация