Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи

Современное образование » Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи » Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи

Страница 4

Ситуация посредничества может осуществляться:

между матерью и старшим ребенком,

между матерью и средним ребенком,

между матерью и младшим ребенком,

между детьми (возможны три и более варианта связей: старший - младший, старший - средний, средний - младший).

Четвертый этап - прогностический, связанный с предугадыванием конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения. Знание проблем многодетной семьи позволяет прогнозировать и предупреждать возможные конфликтные ситуации.

Пятый этап - контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, при необходимости внесение коррективов в маршрут сопровождения [19, 116].

Сотрудничество с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь клиенту.

Реализация различных мероприятий, направленных на развитие активности клиента (Специалист исполняет роль посредника в реализации программы индивидуального маршрута сопровождения).

Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.

Завершение реализации программы. Приобретение клиентом чувства защищенности и позитивного социального статуса.

Анализ социально-педагогической деятельности.

Диагностика в технологии социально - педагогического сопровождения подростка имеет ключевое значение. В системе сопровождения появляется особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения возникающие между участниками учебно-воспитательного процесса, процесс сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды конкретного учреждения» [13, 156].

Сопровождение подростка из многодетной семьи можно рассматривать как часть воспитательного процесса, направленного на преобразование его отношений с членами семьи посредством преодоления противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:

- создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины его переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, изменяются отношения самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет значительно снизить или снять травмирующее воздействие переживаний, осложняющих процесс его социализации. В результате посредничества социального педагога подросток понимает, что сложившиеся травмирующие его отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с его личными характеристиками;

организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующую развитию конструктивных навыков общения, раскрытию лучших качеств ее членов, и в целом улучшению психологического климата семьи;

информирование родителей о специфическом протекании подростковости в условиях многодетной семьи.

Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:

в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в системе родители - подросток, подросток - сиблинги);

многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;

- в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.

В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуются следующие функции:

Диагностическая функция. Данная функция заключается в установлении личностной проблемы подростка, изучении среды его социализации.

Прогностическая функция. Данная функция предполагает постановку первичного прогноза поведения подростка в напряжённых ситуациях взаимодействия.

Фасилитационная функция. Данная функция проявляется в усилении продуктивности решения проблемных вопросов, как совместной деятельности педагога и подростка, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет их особого стиля общения и особенностей личности педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация