Философские основы педагогической системы Коменского

Страница 1

Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.

Философия Коменского была, прежде всего, оправданием существования человека в бурном мире. Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа своей деятельности.

Прежде всего, это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на первых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании".

Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но, ни в одном учении, кроме дидактики Я. А. Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.

Коменский живет в одно время со многими известными личностями человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоял на пороге двух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.

С точки зрения Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония "космического" характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.

В его трудах проявляется характерная для славянизма черта - прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.

Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что значение трудов античного автора состоит прежде всего в том, что он отступил от "мудрствования" и перешел к нравственной антропософической философии.

Не случаен поднятый Коменским вопрос о сущности вещей и понятиях о вещи. Спор номиналистов и реалистов по этому поводу знаменовал собой практически все Средние века. Лишь с приходом Нового времени, философов прогрессивной формации эта проблема потеряла свою былую остроту. " . Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными" [1, с. 68]. Коменский отходит от методов схоластики и патристики, которые считали, что можно познать мир, не прибегая к реальным вещам.

Сам, обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем менее четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает многих из древних авторитетов.

Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.

Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.

Страницы: 1 2

Навигация