Изменения в учебно-воспитательном процессе

Современное образование » Современные модели организации обучения » Изменения в учебно-воспитательном процессе

Страница 2

4. Создание условий для начальных, соответствующих возрасту, форм рефлексии, при которых объектом рассмотрения для детей становятся их собственные желания, чувства, умения и неумения, проблемы и т. п. Через этот рефлексивный опыт начинается дви­жение ребенка к пониманию своих особенностей, своей уникальнос­ти. В то же время ребенок учится принимать другого человека, ценить его уникальность. Такая работа может проходить в формах обсуждений произошедшего события, этапа общей деятельности. Ракурсы обсуждения при этом в разговоре о себе могут быть следующие: как я себя ощущал в этом деле, доволен ли я собой и почему, что мне было легко, а что трудно, интересно - неин­тересно, что мне дала эта работа, смог ли я выразить себя . О других: кто мне особенно помог, поддержал настроение, сделал что-то необычное для себя, с кем легко и с кем сложно работать, почему в одной команде работа продвигалась, а в другой - нет, как на это влияли взаимоотношения ребят, как можно изменить ситуацию в команде, группе и т. д.

Примерно с теми же вопросами мы работаем и в форме ре­флексивных детских текстов, анкет, рисунков, заполнения специ­альных страничек дневника. По ходу жизни рождаются и необыч­ные формы образной рефлексии.

5. Организация разнообразных форм совместности. Поскольку наша модель начальной школы построена как целостная жизне­деятельность, то и формы совместности в ней очень разнообраз­ны. Это взаимодействие ребенка и учителя, ребенка и ребенка, ребенка и родителя, учителя и учителя, учителя и родителя. Боль­шинство представленных ниже текстов раскрывают это многооб­разие на конкретном материале.

6. Выработка адекватной данной модели учебного процесса системы оценивания. Мы отказались от традиционной системы оценивания. Балльной отметки не существует до 7 класса. Сооб­разно разворачиваемой деятельности разрабатывается новая сис­тема, призванная сделать оценку более содержательной, диффе­ренцированной, открытой ребенку, предусматривающей включе­ние ребенка в процесс выработки ее критериев и форм. В каждом классе разрабатываются свои формы фиксации, отслеживания, оценивания, поощрения и необходимые для этого документы (дневники, зачетные книжки и листы, свидетельства и т. д.).

Одна из главных задач учителя — создать условия для станов­ления детской самооценки, способности к рефлексии своей деятельности, что является основой для дальнейшей работы по определению и выстраиванию личной образовательной траекто­рии. Самооценивание должно помогать ребенку анализировать уже выполненные действия и определять свои дальнейшие шаги.

Любая форма оценивания должна соответствовать следующим принципам:

- открытость (для ученика, учителя и родителей должно быть понятно, что и как оценивается в том или ином случае; должны быть видны продвижения и «точки напряжения» в рабо­те ученика, у детей должна быть возможность участвовать в вы­работке критериев и способов оценивания);

- безопасность (оценивание не должно иметь «карательных» последствий; оценивается работа ученика, а не его личность);

- адекватность и дифференцированность (оценивание долж­но соответствовать форме и содержанию работы, оцениваются от­дельные элементы работы, из которых складывается целое);

- мониторинг (оценивание проводится таким образом, что позволяет видеть динамику процесса обучения).

Страницы: 1 2 

Навигация