Особенности образовательного процесса в нашей школе

Современное образование » Современные модели организации обучения » Особенности образовательного процесса в нашей школе

Страница 15

- маленький макет пустыни с настоящими кактусами, песком и глиняными пресмыкающимися и птицами;

- макет «Скалистые горы» (картонная конструкция в большой коробке, ткань с гипсом, пластилиновые звери, рисованный задник, «работающий» гейзер - - спринцовка, вставленная в дно коробки, залитое монтажной пеной); асплениум нидус

- макет «Побережье Аляски. Птичий базар» (мятая крашеная бумага на оргалитовом основании, пенопластовая скала, гнезда из ниток, птицы, собачьи упряжки, морские животные из плас­тилина);

- стенды-коллажи «Ярусы жизни в океане», «Ярусы тропиче­ского леса», «Высотная поясность», «Тропические бабочки и жу­ки», «Происхождение аквариумных рыб», «Происхождение ком­натных растений»;

- выставка самодельных карт материков;

- выставка «Пойманные животные» (подборки листов по ма­терикам с описанием животных);

- живописные работы на темы путешествия;

- сшитые и принесенные из дома игрушки-звери;

- выставка комнатных растений - уроженцев тропиков и пу­стынь;

- небольшие авторские макеты;

- выставка книг о природе.

Представители команд готовятся вести экскурсии по «музею». Желающие подбирают звуки природы с кассет и записывают фонограмму, которая будет звучать в музее.

Если дизайн-проект такого масштаба неосуществим или по каким-то соображениям не привлекает учителей, можно ограни­читься его частями или заменить, например, настольным макетом зоопарка, населенного пластилиновыми зверями.

Подготовка финала. Такой музей просуществует совсем недол­го. Тем более важно продумать с детьми, что может происходить в музее с посетителями, чтобы зоопарк-музей действительно был им интересен. Выстраивается целый сценарий. В этой работе роль учителя, с одной стороны, - дать возможность детям предлагать свои разнообразные варианты, с другой - учить отбирать вари­анты, реальные для осуществления, оригинальные по форме, представлять пространство, о котором говоришь, и т. п. Осо­бое внимание следует уделить, на наш взгляд, умению представ­лять себя в позиции другого человека, в данном случае посетите­ля музея.

Так рождается идея интерактивного освоения музея через иг­ры. Идея предлагается учителем, но, поскольку в каждодневном учебном опыте многое делается через игру, она быстро подхваты­вается детьми. Возникает еще один локальный проект «Настольные игры для дня открытия музея». Учитель предлагает детям принести из дома любые настольные игры. На уроке дает­ся время рассмотреть их и выделить несколько типов игр. Коман­ды докладывают результаты анализа. Учитель по ходу обсуждения представляет сказанное в виде схемы на доске. Дается задание на дом: придумать эскиз варианта игры одного из типов (по вы­бору) по сюжету путешествия. Причем главная задача - приду­мать правила игры так, чтобы играющим надо было бы восполь­зоваться экспозицией музея. В дальнейшем правила обсуждаются в малых группах, вносятся поправки. Лучшие игры дорабатывают­ся с помощью учителя изо.

Параллельно на уроках музыки и во второй половине дня с группами детей готовятся музыкально-пластические композиции «Змея», «Рыбки», «Кенгуру», которые ребята показывают в день открытия музея.

В подготовке финала проекта дети имеют возможность из большого спектра деятельностей выбирать те, которые сообразны их индивидуальным особенностям и пристрастиям. Может осуще­ствляться выбор приоритетной области (изготовление декораций, подготовка вербальной части, музыкально-пластическое творчест­во), этапа работы (предварительная подготовка «за кадром» или участие непосредственно в действе), роли (проектировщик, испол­нитель, организатор), степени самостоятельности в работе.

Подготовка такого действа безусловно затратна для всех участников. Но благодаря широте спектра деятельностей практи­чески каждому ребенку можно обеспечить успех. Ощутить его ребенку, помимо спонтанной реакции свидетелей этого успеха, помогают специальные дипломы-свидетельства с индивидуальным для каждого ученика содержанием, отмечающим его достижения и продвижения, а также специально организованное последейст­вие — рефлексивное обсуждение в командах с учителями, возмож­но, с родителями. Для того чтобы на последнем этапе добиться масштабного результата, признаваемого всеми, а значит, чувства удовлетворения от проделанной работы, взрослые требования к качеству работы и долю участия взрослых приходится увеличи­вать. Во время реализации проекта взрослый может стоять в позиции умелого мастера, предлагающего культурные способы работы и критерии ее качества. В отличие от традиционных уро­ков технологии дети учатся способам работы с разными матери­алами и инструментами в ходе конкретной комплексной деятель­ности, часто друг у друга, а не только у взрослого.

Открытие музея-зоопарка. Наш музей был открыт несколько дней. Два дня во время уроков его посещали по специаль­ному расписанию и приглашениям другие начальные классы. Во второй половине дня в свободном режиме приходили другие граждане школы (ученики средней и старшей школы, учителя). А в субботу по инициативе ребят был проведен специальный показ для родителей, заканчивавшийся вручением «начальником экспедиции» каждому именного Свидетельства путешественника с перечнем его особых успехов.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Навигация