Организация игр-проектов: цели и средства действий педагогов

Современное образование » Современные модели организации обучения » Организация игр-проектов: цели и средства действий педагогов

Страница 3

Могут быть продукты совместной деятельности, в которых трудно установить конкретное авторство, продукты малых групп, где оно прослеживается лучше, и индивидуальные продукты, которых много по ходу любого проекта. В описываемом проекте «Путешествие по миру» у каждой команды, кроме своего стенда, пополняемого «пойманными» животными, есть журнал экспеди­ции и папка с командными документами. Личные продукты в ви­де текстов, рисунков собираются в папку «Я сам», которая ведет­ся каждым ребенком с первого класса.

Риски модели

Одним из рисков данной системы является уменьшение вре­мени, отводящегося на учебный тренинг, из-за его перераспреде­ления в пользу проектной работы. Способом уменьшения риска может быть специально организованная коррекционная или, наоборот, опережающая работа по наращиванию конкретных умений. Она может строиться индивидуально для каждого учени­ка с использованием оригинальных методик, технологий. В свою очередь, она может работать и на развитие универсальных уме­ний, прежде всего связанных с самоорганизацией.

Если к эффектам модели можно отнести творческость и от­сутствие у детей жестких штампов, то как риск следует учесть недостаток опыта работы по образцу. Работая с разными книга­ми, дети не успевают привыкнуть к устройству и языку единого учебника и из-за этого хуже понимают задания стандартных упражнений.

Итак, под моделью мы понимаем описание целостного образа компетентностно – ориентированного образовательного процесса. В модели заданы ключевые характеристики образовательного процесса, которые далее иллюстрируются на конкретных примерах.

В компетентном подходе ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно и ответственно при решении учебных и практических задач.

Основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей, которые далее – в старшей школе, на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности – конкретизируются и оформляются. Эту способность можно условно назвать учебно-практической самодеятельностью.

Под учебно-практической самодеятельностью прежде всего нужно понимать способность действовать целенаправленно, самостоятельно и ответственно в ситуации разрешения учебно-практических проблем.

Она ограничивается педагогически организованными ситуациями учебного и практического характера. В отличие от традиционных результатов – предметных знаний, умений, навыков учебно-практическая самостоятельность – это надпредметная способность; обладающий ею использует имеющиеся предметные знания в качестве материала, средства решения учебно-практических проблем.

Учебно-практическая самостоятельность является характеристикой действующего индивида. Только в ситуациях, требующих действовать и организовывать (планировать свои действия), она может быть обнаружена.

Учебно-практическая самостоятельность проявляется лишь в ситуациях, не имеющих заранее фиксированного разрешения (результата).

Образовательный результат начальной школы, таким образом, становиться средством достижения результата основной школы, а тот, в свою очередь, - средством достижения результата и в старшей школе.

Страницы: 1 2 3 

Навигация