Кинотерминология как объект исследования

Страница 3

Изобретениями, наиболее приблизившимися к кинематографу по своим техническим характеристикам, являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893г.), «хронофотограф» Ж. Демени (1893г.), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894г.), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895г.), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894г.) и др. А уже в 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895г.) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895г.); в Германии – «биоскоп» М. Складановского (1895г.) и кинопроектор О. Местера (1896г.); в Англии – «аниматограф» Р.У. Пола (1896г.); в России – «хронофотограф» А. Самарского (1896г.) и «стробограф» И. Акимова (1896г.), в США – «витаскоп» Т. Армата (1896г.) [Медведев 1999].

Начало распространения кинематографа было положено съемкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течение 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.) [Фрейлих 1992]. В процессе развития техники кино создавалась серия наименований, предтерминов, из которых в конечном итоге в мировой терминологической системе закрепился термин французского происхождения кинематограф и другие: кадр, кинопленка, кинокамера, проектор, фильм.

Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Небольшая длина первых «немых» (речь представлена субтитрами) фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15—20 минут демонстрации). Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приемов съемки, актерской игры и режиссуры. А широкое распространение и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приемов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный вид искусства, обладающий своими собственными художественными средствами [Юренев 1983].

В языке появляются новые кинематографические термины:

кинооператор, монтаж, сценарий, мультипликация, панахроматическая кинопленка.

Происходит деление на жанры. Выделяются названия специалистов, обслуживающих кино.

Еще до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако впоследствии Уильям Диксон, соавтор Эдисона, утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф - прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.

В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путем записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьезный недостаток.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация